Вместе с ростом объёмов китайских инвестиций в казахстанскую экономику растет и число совместных предприятий в нашей стране. Ulysmedia.kz выяснял, какие сферы привлекает бизнесменов Поднебесной в Казахстане.
Автомобили для народа
Китайские автомобили сравнительно недавно появились на рынке Казахстана. Пожалуй, первый проект по локализации производства – коллаборация с Jianghuai Automobile Group Corp. или попросту JAC. В Казахстане эта компания в сотрудничестве с казахстанским предприятием "СарыаркаАвтоПром" бизнесмена Андрея Лаврентьева организовала производство автомобилей в 2015-м. Предприятие стало заниматься крупноузловой сборкой автомобилей китайской марки JAC, а после – сборкой модели JAC T6. Китай заинтересован был в рынке нашей страны, в том числе и для того, чтобы продавать автомобили и в Россию. Чуть позже KazakhExport предложил заводу государственную поддержку - экспортное торговое финансирование в рублях.
После опыта с автомобилями JAC, китайцы начали подписывать договоры по производству и других автомобилей. Например, осенью 2022 года началось строительство завода в Алматы, который будет заниматься производством автомобилей китайских брендов – Changan, Chery, Haval. Право на это получила компания Нурлана Смагулова "Астана Моторс". Сборка здесь уже мелкоузловая, а планы весьма амбициозные – 90 тысяч автомобилей в год.
В прошлом году в Костанайской области организовано производство автомобилей Jetour. Сумма инвестиций составила 1,3 млрд тенге.
Также в следующем году планируют завершить строительство завода по производству автомобилей премиального бренда Exeed. Соглашение об этом подписали в Сиане казахстанская компания Orbis Kazakhstan олигарха Фарруха Махмудова и китайская Exeed International. Проектная мощность – 80 тысяч автомобилей в год. Проект предусматривает 72 млрд тенге инвестиций.
Китайцы на полях
Сотрудничество с Китаем развивается и в производстве сельхозтехники. В мае 2019 года еще одно предприятие Андрея Лаврентьева «Агромашхолдинг KZ» совместно с китайской компанией Shandong Weichai Lovol Intenational Trading Company (LOVOL) открыли в Костанае цех по производству тракторов, его проектная мощность - до трех тысяч машин ежегодно. Сообщалось, что китайцы инвестировали в этот проект 3,6 млрд тенге, также они занимались обучением персонала. Какое-то количество машин прогоняли через национальную лизинговую компанию «Казагрофинанс», также часть техники планируют отправлять на экспорт в Россию, Узбекистан и Таджикистан.
Также казахстанская компания Kazrost Engineering Ltd, учредители которой дочка НУХ «Байтерек» и ТОО «Казрост» (Уча Картвелишвили и Михаил Мавроматис, но Google таких бизнесменов не знает), наладила производство тракторов китайского бренда YTO.
Вместе с тем три года назад нынешний министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров утверждал, что доля сельхозтехники отечественного производства возросла по комбайнам (79%) и тракторам (62%) от общего объема приобретенной техники. На некоторые модели тракторов спрос даже выше их фактического производства, отмечал он. Но, вероятно, стараний производителей недостаточно, потому что изношенность парка сельхозтехники составляет 80%. Нужно ли больше инвестиций в производство или же стоит немного утолить экспортные аппетиты олигархов, – вопрос открытый.
Электроэнергия из Китая
Еще одна сфера, куда пришли деньги из Поднебесной – ВИЭ. Несколько лет назад в Карагандинской области в поселке Гульшат открыли солнечную электростанцию мощностью 40 МВт. Общий объем инвестиций составил 46 млн долларов. Финансирование проекта осуществлялось за счет прямых иностранных инвестиций китайской компании Risen Energy Co.Ltd., а также какую-то сумму в качестве долгосрочного займа предоставил Европейский банк реконструкции и развития. Какая часть этой суммы – кредит, а какая – китайские капиталовложения, неизвестно. Но техника вся из Китая:
Также построена подстанция на 110/35 кВ.
Генеральный подрядчик - отечественная строительная компания Hi-Tech Qazaqstan. По некоторым данным, учредителями были сначала Сансызбай Максимкерей, сейчас – Толеген Аханов и Нурлан Капенов – председатель Совета директоров Ассоциации ВИЭ Qazaq Green.
Также недавно на форуме в Урумчи были подписаны соглашения на сумму более 629 млн долларов. Среди них – договор между Алматинской областью и компанией TBEA о строительстве и модернизации 10 подстанций и линий электропередачи, о строительстве завода по производству электрического оборудования.
Кроме того, сообщалось, что еще одна китайская компания – Sany Group Co. Ltd рассматривает возможность строительства в Казахстане завода по сборке башен, лопастей и гондол для ветряных электростанций.
Китайская компания China Power International Holding Ltd. за последние 5 лет реализовала ветроэнергетический проект в Жанатасе и построила солнечную электростанцию в Караганде. Также китайский инвестор будет строить ветряные электростанции совокупной мощностью 1 ГВт в Жамбылской и Павлодарской областях с ориентировочным объемом инвестиций более 1 млрд долларов. Но здесь часть денег кредитные: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций подписал соглашение на сумму 36 млн долларов на разработку, строительство и эксплуатацию ветроэлектростанции мощностью 100 мегаватт (МВт) в Жамбылской области.
У банка, кстати, есть еще один проект – ВЭС «Шокпар». Его разработкой занимаются компании China Power International Holding и Visor International DMCC, софинансирование будет осуществлять Европейский банк реконструкции и развития. Также поддерживать его будут за счет льготного финансирования в размере до 10 млн долларов из Зеленого климатического фонда и до 5,7 млн долларов из фонда чистых технологий.
Эксперт по международным отношениям Эмиль Авдалиани отмечал, что такой интерес к Казахстану и развитие ВИЭ в стране – одна из попыток создания «зеленого» аналога китайской инициативы «Один пояс, один путь». Кроме того, расширение инвестиций в ВИЭ — отличная возможность для Китая нарастить влияние в регионе, который и так сильно связан с КНР за счёт двусторонней торговли, а также адаптироваться под меняющиеся геополитические настроения.
Китай и производство
На юге страны несколько лет назад запустили сталелитейный и сталепрокатный завод. Занимался этим китайский инвестор - компания SinYuanSteel. Завод создан на базе казахстанского предприятия "Амир-А" в Шымкенте. Мажоритарными акционерами стали представители Поднебесной, они вложили первоначально 50 млн долларов. Но спустя время, в 2022 году, начались судебные тяжбы. Местные бизнесмены пытались лишить инвесторов доли в бизнесе. Основанием стало то, что у китайских учредителей не было визы С-5.
Несмотря на это, недавно страна договорилась с китайской Fujian Hengwang Investment Co., Ltd о строительстве металлургического завода в том же Шымкенте. На это собираются прилечь 1,8 млрд долларов прямых инвестиций.
Там же сейчас китайское предприятие Wan Sheng Ceramics возводит на территории индустриальной зоны "Жулдыз" завод по производству керамогранита. Отмечалось, что общая сумма инвестиций по проекту составит 25,5 млрд тенге. Доля китайской компании – 100% ($50 млн).
Сообщалось, что в Кызылординской области китайские инвесторы запустят производство бикарбоната натрия. Для его запуска потребуется 145 млрд тенге.
В 2026 году планируется открытие производства ультратонкого стекла для смартфонов и планшетов. Инвестиции - 64 млрд тенге.
Захват углеродного бизнеса
Китайские компании пришли на казахстанский рынок в 1997 году. Один из крупнейших нефтяных гигантов мира – China National Petroleum Corporation (CNPC) приобрела 50% Buzachi Operating Ltd (Северное Бузачи). В 2006 году – PetroKazakhstan, а китайская группа CITIC – 50% «Каражанбасмунай» (Каражанбас). В 2009 году выкупила 50% «Мангистаумунайгаза». В 2013 году - долю ConoccoPhillips (16.8%) в Кашагане у «Казмунайгаза».
CNPC реализует и участвует совместно с Казахстаном в следующих проектах:
Одним из главных проектов здесь - АО «СНПС-Актобемунайгаз». Писали, что, приобретя эту компанию, инвесторы столкнулись с миллиардными задолженностями, проблемой с логистикой, устаревшим оборудованием. Информация об учредителях отсутствует, но если верить Statsnet, оценочная годовая выручка за прошлый год составила 5,3 трлн тенге, а сумма налоговых отчислений – 101,5 млрд тенге.
Сейчас, по разным оценкам, уже до 40 процентов добываемой в РК нефти принадлежит китайским компаниям. Ранее Ulysmedia.kz разбирал присутствие китайских инвесторов на рынке углеводородов Казахстана.
Что же в итоге
Это не все проекты, которые наш сосед финансирует или в которых участвует. На самом деле их огромное количество: что-то только в перспективе, а что-то уже реализуется. Но стоит отметить, несмотря на громкие заголовки о том, что китайские партнеры вкладывают сюда миллиарды долларов, часть средств – заемная и кредитная, которую наша страна обязана вернуть. Кроме того, наше государство все-таки берет в таких проектах большую часть рисков на себя. Да и обольщаться не стоит, разумеется, Китаю просто выгодны эти проекты. Сейчас они активно стали работать в направлении углехимии и активно пытаются продавливать эту тему. Насколько нужны такие предприятия – вопрос экологии и требует обсуждения. Не все, что идет из Китая – благо. Стоит только вспомнить, какой коллапс наша энергосистема понесла из-за переселившихся к нам из Поднебесной майнеров. При этом отрезать китайское присутствие мы тоже не можем: таких денег, технологий и специалистов найти не просто. Остается только балансировать и договариваться.