Возможный дефицит нефти, доминирование китайской CNPC и КМГ: чего опасаются антимонополисты Казахстана

Курманов Байтас

Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан опубликовало в среду отчет о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках страны за прошедший год. Антимонопольщики провели анализ целого ряда сфер в экономике страны, привели данные о нарушениях и штрафах, выписанных недобросовестным участникам рынка. Редакция Ulysmedia.kz обратила внимание на один из блоков, посвященных обеспечению внутреннего рынка Казахстана нефтью.

Коллаж Ulysmedia.kz

Сапожник без сапог

Как оказалось, Казахстан, признанный одной из ведущих нефтедобывающих стран в мире, может столкнуться с дефицитом «черного золота» на внутреннем рынке уже к 2030 году. Еще один интересный факт из отчета – китайская нефтегазовая компания CNPC и казахстанская “КазМунайГаз” признаны субъектами, занимающими доминирующее положение на нефтяном рынке республики.

Прежде чем дойдем до сути о том, как мы докатились «до жизни такой», приведем несколько цифр, без которых пазл в голове не сложится.

Итак, из добытых в Казахстане в 2022 году 84,2 млн тонн нефти на внутренний рынок страны попало 18,8 млн тонн. БОльшая часть по традиции ушла на экспортные рынки. В 2023 году было добыто 89,9 млн тонн нефти, на нужды казахстанцев ушло 16,6 млн тонн или 18,5% от общей добычи.

Напомним, что в Казахстане находятся несколько крупнейших в мире нефтегазовых месторождений - Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, на которые приходится 67% от общего объема добычи в республике. Основные акционеры этих месторождений – пул иностранных компаний. Нефть, добываемая на этих гигантских месторождениях, идет исключительно на экспорт в другие страны, минуя внутренний рынок страны.

Основная же, так называемая социальная нагрузка по обеспечению внутреннего рынка страны нефтью ложится на недропользователей, относящихся к «стареющей» группе месторождений.

Как CNPC и КМГ стали почти монополистами

Антимонопольщики Казахстана выявили, что на рынке функционируют 105 таких недропользователей (работающих на «стареющих» месторождениях), где основными являются CNPC и «КазМунайГаз» с неизменной совокупной долей на рынке свыше 60%.

Из данных АЗРК, основной объем реализации нефти в 2022 году приходился на группу лиц CNPC – 6 703,3 тыс. тонн или 35,6%, группу лиц “КазМунайГаза” – 4 629,9 тыс. тонн или 24,5%. Совокупный объем и доля остальных субъектов составляют – 7 495,8 тыс. тонн или 39,9%.

За 2023 год основной объем реализации нефти приходился на группу лиц CNPC – 6 532,4 тыс. тонн или 39,3%, группу лиц “КазМунайГаза” – 4 688,3 тыс. тонн или 28,2%. Совокупный объем и доля остальных субъектов составляют – 5 384,1 тыс. тонн или 32,5%.

   - В связи с чем, в соответствии с пунктом 4 статьи 172 Кодекса группа лиц CNPC и группа лиц КМГ признаны субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, - отмечается в отчете.

Казахстан ждет дефицит нефти

По прогнозу министерства энергетики, к 2030 году объемы добываемой нефти недропользователями, которые снабжают казахстанцев «черным золотом», снизятся на 5 млн тонн или на 15%, тогда как рост потребления прогнозируется на уровне 20%.

По прогнозам АЗРК, это увеличит социальную нагрузку с текущих 55% до 77% к 2030 году, что при сохранении ситуации исчерпает возможности производителей нефти по субсидированию внутреннего рынка.

Таким образом, нефтедобывающая страна, в которой имеются несколько гигантских нефтегазовых месторождений, может столкнуться с дефицитом этой самой нефти уже в среднесрочной перспективе…