Диагноз — бесплодие: что делать казахстанцам, которые не могут зачать детей

Гумарова Асем

Бесплодие в современном мире становится всё более распространенной проблемой. Стресс, тревожность, экология и остальные "атрибуты" нынешнего уклада жизни оказывают негативное влияние на здоровье, в том числе на репродуктивное.

По данным министерства здравоохранения, сейчас в Казахстане около 15-17% супружеских пар страдают от бесплодия. С таким диагнозом на учёте почти 30 тысяч человек. Редакция Ulysmedia решила выяснить, какие решения для этой проблемы предлагает казахстанская медицина и насколько это доступно.

Коллаж Ulysmedia

ЭКО

ЭКО или экстракорпоральное оплодотворение, пожалуй, самый распространенный метод зачатия ребенка при бесплодии.

Принцип действия: У родителей берут нужный генетический материал, после чего в лаборатории оплодотворяют яйцеклетки. Затем эмбрионы помещают в специальный инкубатор. Если развитие проходит успешно, несколько эмбрионов отбирают для переноса в матку женщины.

Стоимость и доступность. Стоит отметить, что процедура ЭКО не самое дешевое удовольствие. Вместе со всеми анализами и обследованиями в среднем придется заплатить около 1,5 млн тенге.

Можно воспользоваться страховкой. В рамках ОСМС ежегодно выделяется около 7 тысяч квот. Подавать на неё можно каждый год, однако участвовать в этой программе может не каждая женщина. Есть ряд противопоказаний: психические и соматические заболевания. Например, аномалии развития внутренних половых органов, кисты яичников. У мужчин — необтурационная азооспермия.

Доктор медицинских наук и репродуктолог Вячеслав Локшин рассказал журналисту Ulysmedia, что многие женщины скрывают свои болезни, что и приводит к печальным последствиям.

  - Женщины идут на программу ЭКО, даже скрывая свои болезни. Все-таки мы должны в программу ЭКО брать женщину, которой беременность не будет представлять угрозу жизни. Нужно очень хорошее и тщательное обследование, — предупредил доктор.

Также вопросы вызывает принцип раздачи квот. По мнению Локшина, квоты выделяют в достаточном количестве, но женщине могут отказать, если у неё мало шансов забеременеть и даже если противопоказаний нет.

Врач считает, что возможность сделать ЭКО по ОСМС должна быть у всех, у кого есть на это физические возможности, даже минимальные.

  - Я считаю, что до сих пор ЭКО недостаточно доступно, хотя оно стало гораздо более доступным после 2020 года, после объявления программы "Ансаган саби", когда число квот выросло в 7 раз.

В то же время, сегодня нет доступа к ЭКО у женщин после 40 лет, у кого шансы невысокие. С моей точки зрения, все, кому показано ЭКО, должны иметь право на получение квоты. У кого-то вероятность наступления беременности 60%, у кого-то 3-4%, но никто не может сказать точно, — считает Локшин.

Кроме того, процедуру ЭКО проводят только в 19 клиниках в 8 областях Казахстана. Получается, в остальной половине страны искусственным оплодотворением не занимаются и желающим придется ехать в столицу или другие крупные города. При всех этих правилах, ограничениях и усилиях нужно понимать, что с первого раза забеременеть с помощью ЭКО получается очень редко.

Как правило, семейной паре придется пробовать эту процедуру 2-3 раза и несколько раз подавать на квоту.

Суррогатное материнство

Суррогатное материнство — это метод вспомогательной репродукции, при котором женщина (суррогатная мать) вынашивает и рождает ребёнка для других людей, которые затем становятся его родителями.

Принцип действия. Можно сказать, что это дополнение к процедуре ЭКО.

Суррогатными матерями становятся также через процедуру экстракорпорального оплодотворения. Врачи используют генетический материал супругов, либо донорский. К примеру, в случае низкого овариального резерва у генетической матери используются яйцеклетки других доноров, либо самой суррогатной матери, если она согласится.

Выносить чужого ребенка на платной основе не так просто, как кажется на первый взгляд. Суррогатное материнство в Казахстане регулируется на законодательном уровне.

Желающие зарабатывать на беременности должны соответствовать определенным требованиям: уже иметь хотя бы одного своего ребенка, быть в возрасте от 20 до 35 лет, подтвердить физическое и психическое здоровье.

К слову, то же самое требуют и от доноров яйцеклеток.

Стоимость и доступность. Различные клиники предлагают разные прайсы, но в среднем, суммируя все анализы и процедуры, супругам придется заплатить около 10 миллионов тенге. В эту стоимость входит ЭКО, донорские материалы (при необходимости), беременность суррогатной матери, её роды, анализы и лекарства.

Саму процедуру ЭКО можно оформить по квоте, однако работу суррогатной матери государство никому не оплачивает.

Как пояснил Вячеслав Локшин, казахстанцы прибегают к суррогатному материнству крайне редко — около 300 раз в год.

  - Суррогатное материнство занимает меньше 1%. В год в Казахстане делается примерно 300 программ суррогатного материнства, а ЭКО 20 тысяч, — сказал он.

Специалист пояснил, что суррогатное материнство доступно очень малому количеству женщин, даже при наличии денег на эту дорогостоящую процедуру. Гинеколог подчеркнул, что это не косметологическая услуга для тех, кто не хочет портить фигуру. Для использования услуг суррогатной матери должны быть подтвержденные показания: удаленная матка, либо патологии, при которых беременность невозможна или угрожает жизни.

  - Это же не косметология, это же медицина. Есть показания, просто по желанию женщины мы ничего не делаем, — уточнил он.

Между тем, гинеколог добавил, что в то же время суррогатное материнство недоступно ещё и тем женщинам, которые имеют все показания, но просто не замужем. Он считает такую политику неправильной.

Нравится это кому-то или нет, но здоровые женщины в нашей стране имеют возможность родить ребенка без брака, распоряжаясь своей жизнью самостоятельно. Для женщин с патологией государство придумало дополнительные рамки.

  - Есть женщины, у которых удалена матка и от них ушел муж. При наличии матки они бы никого не спрашивали и родили детей. Кстати, по статистике, каждая четвертая женщина в Казахстане рожает вне брака. Получается, у неё и матки и нет, и суррогатное материнство запрещено. Я считаю, что это неправильно, — отметил он.

Из разговора с врачом и небольшим анализом рынка следует, что казахстанская медицина сегодня умеет бороться с бесплодием, используя альтернативные методы оплодотворения, однако в этой сфере, как считает эксперт, нужны некоторые законодательные поправки.

Напомним, ранее мы рассказывали, что женское бесплодие в Казахстане составляет 50-60%, растёт количество бесплодных мужчин.

По версии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 17,5% взрослого населения страдает бесплодием - это означает, что примерно каждый шестой человек в мире сталкивается с этой проблемой.