Долговая яма: почему законопроект о банкротстве стал долгоиграющим

Ахметбеков Асхат

Закон о банкротстве стал темой перманентной. О том, что ситуацию нужно регулировать, говорят и политики, и экономисты. Уже привычно подогретые информационными страшилками обсуждения начинаются бурно, но остаются без последней точки – поговорили и забыли. Корреспондент Ulysmedia.kz решил разобраться, почему банкротство физических лиц, казалось бы, продиктованное жизнью, уже несколько лет тонет в словах депутатов, финансистов, государственных мужей и политиков.

Иллюстративное фото: brobank.ru

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИЛИ СУИЦИД

В Алматы женщина, перед тем как совершить суицид, выбросила из окна своих троих малолетних детей. А счеты с жизнью она свела из-за безнадежной ситуации с долгами, утверждают ее знакомые. Лидер движения HAQ Тогжан Кожалы уверена в том, что последней каплей стала ссуда в 15 тыс. тенге, которую получила погибшая в одной из микрофинансовых организаций.

Активистка утверждает, что остановить драму мог бы закон о банкротстве физических лиц. Она убеждена, что именно он может повысить ответственность кредитных организаций и банков.

«Надо ввести институт реабилитации, а не сразу отдавать людей с проблемными долгами частным судебным приставам. Безработица, безнадежность и долги – это стимул для роста числа самоубийств, преступности, бедности и криминального бизнеса. Куда ни пойдешь, ломбарды сверкают, как грибы после дождя», – написала Тогжан Кожалы на своей странице в Facebook.

В ДОЛГАХ КАК В ШЕЛКАХ

По официальным данным, казахстанцы задолжали банкам 1,08 трлн тенге. У Halyk Bank портфель проблемных кредитов превысил 300 млрд тенге, у «Сбербанка» – 167 млрд тенге, у Kaspi Bank эта сумма превысила 160 млрд тенге. Эти банки и стали лидерами по объемам просроченной задолженности.

Эксперты финансового рынка утверждают, что граждан, которые не платят по кредитам, можно смело заносить в списки потенциальных банкротов.

«Это долг экономически активного населения. Другими словами, число граждан в возрасте от 18 до 63 лет в Казахстане достигает в среднем 9 млн. Их долг составил 12,4 трлн тенге. В прошлом году этот показатель был меньше – на уровне 9 трлн. Эти цифры как раз и подтверждают, что население в долгах, как в шелках», – говорит экономист Бауржан Искаков.

БАНКРОТСТВО – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Экономист Сапарбай Жобаев предупреждает о том, что система банкротства – это не списание кредитов.

«Некоторые думают, что в случае банкротства избавятся от долгов. Это далеко не так. Гражданину помогут найти работу, но часть заработка заберет кредитор или организация, которая его обанкротила. Это может быть банк, налоговая или государственный коллектор. Только таким образом банкрот сможет покрыть хотя бы часть своего долга», – объясняет Сапарбай Жобаев.

Условия, в которые попадает банкрот, достаточно непростые. Например, он не сможет выбирать работу. Ему придется трудиться там, где определит суд. Главное – вернуть долг.

«Я считаю, что Казахстану такой закон необходим. Только он остановит практику, когда берут кредит и бегут из страны или просто не возвращают долг, прикрываясь тяжелой экономической ситуацией», – убежден экономист.

БАНКРОТСТВО ОГРАНИЧИТ СВОБОДУ

Сапарбай Жобаев уверен в том, что в принятии закона о банкротстве прежде всего заинтересованы банки. По его мнению, это единственный вариант, который заставит должников погашать кредиты.

Экономист сравнивает банкрота с человеком, который потерял 50% свободы. Он допускает, что, если такой закон будет принят, банки начнут отказываться от кредитования.

«Ограничение свободы человека – очень болезненный вопрос. Если вы сделаете что-то не так, то он может подать жалобу в неправительственную организацию. Теперь стоит вопрос о том, чтобы не продавать единственное жилье банкрота. А если банк не может рассчитывать на эту недвижимость, то и кредит не выдаст. Наше правительство неохотно занимается законопроектом о банкротстве физических лиц. Власть, скорее всего, понимает, как только закон начнет действовать, сразу возрастет и ее ответственность», – говорит Сапарбай Жобаев.

КОГО ЗАЩИТИТ ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ

Банкротство физических лиц – понятие широкое, утверждает экономист Жарас Ахметов. По его мнению, направлено оно в первую очередь на защиту кредитора.

«Если закон по банкротству физических лиц будет принят, он все равно не сможет решить этот вопрос раз и навсегда. Просто у кредиторов и должников появится законная возможность договориться и решить, как реструктурировать и вернуть долг», – говорит Жарас Ахметов.

НЕРАВНЫЙ БОЙ

Впрочем, эксперты едины во мнении, что в Казахстане недостаточно защищены права не только кредиторов, но и заемщиков.

Есть масса лазеек, которые помогают недобросовестным заемщикам не попасть в долговую яму. Но если у человека нет грамотных знакомых, банк все равно вырвет долг. Экономисты убеждены, что проблему нужно решать только на законных основаниях, а для этого принять закон о банкротстве физических лиц все-таки придется.