Уже несколько дней информационные ленты пестрят заголовками об отставках и назначениях в силовых структурах. Хотя инсайды об этом начали появляться еще летом, были и предположения о смене кабинета министров. Однако кадровая перезагрузка в правительстве так и не случилась, а вот силовой блок претерпевает серьезные изменения. С чем это связано и что известно о новых руководителях разбирался Ulysmedia.kz.
Знатоки с левого берега инсайдом о грядущих перестановках делиться начали за несколько дней до открытия сессии парламента и послания президента. Информированные источники называли и конкретные маршруты рокировок. Никого эта информация особенно не удивила, ведь к пертурбациям политическим госслужащим не привыкать – кадровыми перестановками открывается каждый новый политический сезон. Предполагалось, что Олжас Бектенов покинет премьерский кабинет и займет генеральское место – станет генпрокурором. Берику Асылову, вроде бы уготовили место в Конституционном суде.
Кадровые прогнозы выглядели вполне логичными. К примеру, глава правительства должен быть крепким хозяйственником, ему не погоны нужны, а способность дебит с кредитом свести, экономику поднять и заставить министров друг с другом контактировать – сейчас же они как лебедь, рак и щука – каждый свой бюджет осваивает. Так вот, были слухи, что на роль премьера президент определит Бозумбаева, который всегда на виду и в эпицентре событий и бэкграунд у него подходящий. Канат Алдабергенович уверенный, креативный, да и за словом, если вдруг что, в карман не полезет.
А Бектенов, непримиримость которого запомнилась на посту председателя Антикора, выглядит как лучший в кандидаты на пост генпрокурора.
Наши предположения, опубликованные в телеграм-канале «Выход к правде», никто опровергать не стал, а перестановки, хоть и не в той последовательности, но все-таки начались. Токаев как всегда удивил – взялся не за правительство, а за силовой блок.
Самая очевидная и для некоторых долгожданная смена коснулась руководства Национальной гвардии - Еркина Ботаканова. Работе в структурах в МВД он посвятил всю жизнь, в 54 года дорос до заместителя главнокомандующего Нацгвардии, спустя два года, в 2022 году, ее возглавил. Известно о нем не много – все публикации в основном пересказ пресс-релизов о мероприятиях, правда упоминали ведомство в борьбе с паводками.
Но «имидж», казалось бы, успешного Еркина Ботканова серьезно портили сообщения о жертвах в рядах Нацгвардии. Одна из самых громких историй связана с Ербаяном Мухтаром, который при странных обстоятельствах упал, ударился головой о кафель и стал инвалидом. Расследовать это ЧП начали только после резонанса в СМИ. Ботаканов проявил завидное спокойствие и не отреагировал даже когда казахстанцы собрали на лечение бывшего солдата 230 млн тенге.
Были и другие происшествия: по официальной версии Кайсар Султанов покончил жизнь самоубийством, но родные в нее не верят. Нередко родители или бывшие солдаты жаловались и на дедовщину, существование которой отрицают силовики, и на вымогательство, и на неуставные отношения.
Но, несмотря на шумиху в СМИ и соцсетях Еркин Ботаканов уверенно сидел в кресле руководителя. Можно предположить, что чашу президентского терпения переполнило задержание заместителя Ботаканова по технике и вооружению Константина Воронкина. Что погубило карьеру Еркина Ботканова не известно, но формулировки не оправдал доверие в информационном потоке не появилось.
Новый главнокомандующий Национальной гвардией пока с программным заявлением не выступил, но, скорее всего Ансаган Балтабеков – в недавнем прошлом замначальника Службы государственной охраны, тоже не будет блистать красноречием. Как и подобает для типичного СГО-шника информация о нем довольно скудная, чем жил и дышал новый глава Нацгвардии – для нас тайна.
Перестановки коснулись одной из самых закрытых и засекреченных казахстанских структур – КНБ. В отставку отправлен Руслан Сейсенбаев, который стал зампредом комитета и начальником Службы антитеррора в апреле прошлого года.
Об успехах или провалах в его работе, вероятно можно судить по статистике. Например, летом КНБ сообщал, что с начала года осудили 26 человек за терроризм и экстремизм. Упоминали и про успешные операции по поимке 12 членов радикальной религиозной группировки, действовавшей в Астане, Атырау и Жезказгане. В пресс-релизе говорилось, что они планировали свергнуть светский строй в Казахстане.
Сейсенбаева сменил генерал-майор национальной безопасности Бакытбек Рахымбердиев. Известно только, что в 2019 году он возглавлял один из департаментов КНБ и докладывал о возвращенных из Сирии казахстанцах.
Покинул ряды комитетчиков и Аскар Амерханов – теперь уже бывший заместитель председателя – директор Службы внешней разведки. Он стал замом после январских событий, когда в СИЗО отправили руководство КНБ - Карима Масимова, Осипова и Ергожина. Обязанности директора Службы внешней разведки на него возложили в 2023 году – тогда он сменил Габита Байжанова, которого называли «продуктом назарбаевской эпохи». Аскар Амерханов стал известен широкой публике, после того, как первым рассказал журналистам, что заместитель председателя КНБ Самат Абиш находится в орбите следствия. До этого об этом ходили ничем не подтвержденные слухи.
Появился в структуре КНБ новый первый заместитель председателя – Али Алтынбаев. Его карьера совсем непохожа на его сослуживцев - он долгое время работал в Минфине, в комитет пришел только в 2022 году. Можно предположить, что проблема возврата активов требует нового и профессионального подхода, поэтому и потребовался человек, которому знакома тема финансов. Но можно предположить, что он в какой-то мере доверенное лицо Жаната Элиманова, который в КНБ прослужил только семь месяцев.
Жанат Элиманов опять возглавил АФМ, который под его началом раскрыл множество громких приговоров - Mudarabah Capital, Кайрат Боранбаев, ОПГ Елдоса Коспаева и многие другие.
После возвращения Жаната Элиманова в агентство его предшественника Дмитрия Малахова пересадили в кресло председателя Высшего судебного совета. Почему человека без опыта отправили вершить правосудие – никто, конечно, не объяснил.