Бедность – на порог, или Зачем Всемирный банк дублирует исследование Бюро нацстатистики Казахстана

Ильяс Бахыт

Менее двух недель назад Ulysmedia.kz в статье «Консалтинговый капкан и независимость, или Зачем Казахстан платит сумасшедшие деньги иностранным аудиторам» рассказал о том, как казахстанские аудиторы возмутились иностранной экспансией в экономику и политику суверенного Казахстана. По мнению отечественных специалистов, деятельность зарубежного консалтинга подрывает независимость и угрожает национальной безопасности Казахстана, проникая в ключевые сферы государственного управления и фактически замещая его стратегические функции.

По странному стечению обстоятельств буквально сразу после этого в нашу редакцию попал документ, который может служить подтверждением позиции отечественных аудиторов. В этом году Всемирный банк провел исследование на тему «Оценка бедности и равенства в Казахстане» и подготовил отчет, в котором не только провел подробный анализ уровня бедности в нашей стране, но и расписал рекомендации – как с ней бороться. И все бы ничего, но исследования почему-то затрагивает только период 2006 – 2021 годов, а рекомендации вызывают массу вопросов.

Ответы на эти вопросы пытался найти корреспондент Ulysmedia.kz.

Фото взято из открытых источников

ЛУЧШЕЕ, КОНЕЧНО, ПОЗАДИ?

Если верить отчету Всемирного банка, то «период процветания» казахстанцы уже пережили. И длился он ровно пятнадцать лет – с 2006 по 2021 годы.

   - В период с 2006 по 2021 год около 5,9 миллиона человек вырвались из бедности, при этом произошло снижение уровня бедности с 49,5 до 8,5 процента. По мере роста уровня жизни также уменьшилось значение индекса глубины бедности, который используется для измерения среднего расстояния, отделяющего бедных людей от черты бедности, - говорится в отчете.

Насколько ощутили «экономическую эпоху ренессанса» простые казахстанцы, неизвестно, но для «исследователя», согласно данным отчета, прогресс очевиден.

   - В результате устойчивого экономического роста и повышения производительности выросли доходы и наступил период процветания. С 2006 по 2021 год валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения вырос с 548 912 до 791 285 тенге (в фиксированных единицах нац. валюты), а потребление домохозяйств на душу населения (в постоянных ценах в ЕМВ) увеличилось с 279 891 до 500 529 тенге. По мере снижения бедности и повышения уровня жизни страна перешла из категории стран с уровнем доходов ниже среднего в категорию стран с уровнем доходов выше среднего, - сообщает в документе Всемирный банк.

А далее на 86 страницах подробно излагает, как проходил этот самый «период процветания». И хотя период с 2016 по 2021 год он определил, как «этап медленного снижения бедности», совершенно неясно, как эти данные коррелируют с «пандемийной» стагнацией экономики в 2020 году.

ВОПРОСЫ К РЕКОМЕНДАЦИЯМ

Сказать по правде, совершенно непонятно, почему исследование 2024 года затрагивает гораздо более ранний период – 2006-2021 годов, и как расценивать рекомендации Всемирного банка в отчете оценки бедности и равенства в Казахстане. Если они касаются только данных за указанные годы, то насколько они могут помочь справиться с сегодняшней ситуацией?

А если это ЦУ для реализации в настоящем времени, то почему опираются на данные «давно минувших лет»?

Да и сами рекомендации «для обеспечения прогресса и достижения инклюзивного роста» вызывают как минимум недоумение.

Так, Всемирный банк предлагает Казахстану «принять комплексные меры по повышению эффективности налогово-бюджетной системы в отношении защиты малоимущих слоев населения, укреплению человеческого капитала, повышению качества образования и устойчивости к экономическим и климатическим потрясениям».

ТРИ КАРТЫ…

Зарубежные эксперты считают, что введение прогрессивного налогообложения, особенно в части налогов на имущество и доходы физических лиц, а не косвенных налогов, могли бы расширить охват и повышение адресности социальных трансфертов более бедным домохозяйствам.

   - Повышение эффективности социальных расходов за счет целевых трансфертов может значительно повысить эффективность усилий по борьбе с бедностью, - полагают эксперты Всемирного банка.

Вторую «пилюлю от бедности» они увидели в повышении качества образования.

   - Укрепление процесса накопления человеческого капитала может помочь стране добиться устойчивого, инклюзивного экономического роста и подготовить свои трудовые ресурсы к работе на высококвалифицированных рабочих местах будущего, основанных на цифровых технологиях, - так объяснили они эту свою рекомендацию.

И третья «панацея», по мнению иностранных социологов, заключается в том, чтобы, будучи одной из самых углеродоемких экономик в мире, Казахстан мог продвигать возобновляемые источники энергии для снижения выбросов парниковых газов.

   - Укрепление человеческого капитала, инклюзивная экономическая политика, эффективные государственные расходы и устойчивость к изменению климата имеют решающее значение для достижения долгосрочных целей развития и повышения благосостояния всех людей в Казахстане, - подытоживает список рекомендаций Всемирный банк.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Финансист Расул Рысмамбетов с данными рекомендациями Всемирного банка согласился… отчасти.

   - Действительно, если укрепить адресность социальных трансфертов на уязвимых слоях населения, можно добиться положительного эффекта, - поделился он своими соображениями с журналистом Ulysmedia.kz.

Расул Рысмамбетов

   - Уже сейчас у нас в Казахстане создается цифровая карта семьи, и ее можно сделать через цифровой тенге. Это очень реалистично.

Но дать расшифровку определению «прогрессивное налогообложение для справедливости» эксперт затруднился.

   - Честно говоря, я не очень понимаю, что это. Чрезмерный социализм тоже, честно говоря, чреват последствиями. У нас и так все богатые уезжают, а если оставшихся начать «раскручивать» на дополнительные налоги, то уедут и они, наверное. Наоборот, налогообложение должно стимулировать бизнес к увеличению и укрупнению.

С рекомендацией относительно улучшения качества образования Расул Рысмамбетов полностью согласился.

   - Укреплять человеческий капитал действительно необходимо, это все реалистично и сейчас точно где-то реализуется, - загадочно прокомментировал финансист.

А вот третья рекомендация Всемирного банка его несколько смутила.

   - По климатическим изменениям все достаточно сложно, и я не совсем понимаю логики этой рекомендации, - пожал он плечами.

   - Здесь без комментариев.

БЕДНЫХ СТАЛО БОЛЬШЕ

Между тем, по данным Бюро национальной статистики РК, по итогам третьего квартала 2024 года бедных в стране стало больше.

   - Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (43,4 тыс. тенге) составила 5,4%. По сравнению с началом года показатель вырос на 80 б.п., с предыдущим кварталом – на 30 б.п.», - гласит релиз госоргана.

Больше всего казахстанцев за чертой бедности, согласно информации Бюро нацстатистики, проживает в Туркестанской области – 9,3%. Помимо Туркестанской, высокий процент населения за чертой бедности и в Абайской (8,6%), Жамбылской (8,1%) и Мангистауской областях (8%). Меньше всего таких казахстанцев проживают в Астане (2,8%), Карагандинской (3,3%) и Атырауской областях (3,6%).

   - За июль-сентябрь число домохозяйств, чьи доходы ниже прожиточного минимума, составило 189,7 тыс. В них проживает более 1 млн казахстанцев. В основном это домохозяйства в составе пяти человек и более, - гласят официальные статистические данные.

Глубина бедности в среднем по Казахстану составила 0,9%, острота – 0,3%. Глубина бедности показывает среднее отклонение уровня дохода от величины прожиточного минимума. Острота бедности показывает степень разброса доходов бедных от их среднего значения.

P.S.

Кто и для чего заказал исследование оценки бедности и равенства Всемирному банку, который действует уж точно не из бескорыстных побуждений, - непонятно. Как неизвестно, для чего оно необходимо Казахстану, если аналогичные исследования регулярно проводятся государственной структурой – Бюро национальной статистики. И, наконец, будут ли воплощаться в жизнь полученные рекомендации, и, если да, то как?

Несколько экспертов - экономистов, к которым мы обратились с этими вопросами, не смогли дать на них исчерпывающий ответ. Может быть, ответят в правительстве Казахстана? Мы готовы предоставить слово любому из профильных министерств.