Еще в сентябре 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу анонсировал новый налоговый кодекс поскольку: - «… устойчивый экономический рост напрямую зависит от понятной, предсказуемой налоговой политики», - сказал президент.
Сказано, сделано. правительство Алихана Смаилова, казалось бы, учло все пожелания президента и на свет появилась первая версия нового Налогового Кодекса. Одной из главных налоговых реформ оказалось намерение повысить ставку НДС с 12% до 16%. Министерство нацэкономики рассматривало повышение налога на бизнес, как возможность увеличить доходы бюджета, что в свою очередь позволит отказаться от трансфертов Нацфонда. Однако бизнес не проникнулся идеей и начал возмущаться, поскольку повышение налогов ударит не только по МСБ, но и по конечному потребителю товаров и услуг.
Президент услышал предпринимателей, и в феврале 2024, напутствуя уже правительство Олжаса Бектенова, Токаев раскритиковал проект НК, в том числе и намерение повысить НДС.
«Повышение НДС с 12 до 16 процентов – это не панацея, в реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрел другую сущность», - сказал Токаев.
Президент отметил, что просто увеличивать налоги нельзя, «нужно работать над совершенствованием системы их сбора, сокращением теневой экономики».
Экс-министр экономики Нурлан Байбазаров после того заседания сказал журналистам, что критика президента конструктивная и кабинет министров пересмотрит планы налоговой реформы, включая ставку НДС.
«Я дал поручение пересмотреть в целом подходы к новому Налоговому кодексу, в том числе по НДС, и в рамках этой работы мы сейчас совместно с бизнес-сообществом, экспертным сообществом будем пересматривать... Подходы будут пересмотрены», - сказал Байбазаров.
При этом новый глава правительства Олжас Бектенов прямо сказал, бизнес может успокоиться:
«Повышения ставки налога на добавленную стоимость не будет. Министерствам национальной экономики и финансов нужно обеспечить качественное планирование как расходной, так и доходной части республиканского бюджета.
С экс-министра экономики, которого сняли в декабре 2024 взятки гладки, а вот глава кабинета министров обещания не выполнил. Поскольку в обновленной версии НК для основной массы бизнеса ставку НДС подняли … уже до 20 процентов.
Проект НК еще находится на рассмотрении в мажилисе, и все еще может измениться. Однако депутаты, налоговики и чиновники из правительства очень много говорят о его преимуществах. Они действительно есть, особенно для малого и микро-бизнеса, который в общей структуре экономики занимает примерно 5 процентов. А вот вопрос повышения НДС, как-то мягко обходится. Тогда как эта норма может сильно ударить по среднему бизнесу, доля которого в экономике достигает 27%.
Эксперты говорят, что повышение ставки, вкупе с жестким администрированием может привести к тому, что в стране останется только мелкий и крупный бизнес – средний исчезнет как явление.
Налоговый консультант, Инзиля Галимова входит в состав рабочей группы экспертов по обсуждению нового НК, однако, говорит она, группа пока не видела более-менее внятного обоснования:
До сих пор вместе с налоговым кодексом новым мы не увидели экономической модели. Нам не предоставили аналитических прогнозов, какое окажет влияние повышение ставок того или иного налога.
Эксперт подчеркивает, что пока это только проект, и рабочая группа не получала официальной информации что норма о повышении НДС останется в окончательном варианте. Тем не менее, узнав об этой норме из СМИ, средний бизнес напрягся.
«Бизнес-сообщество шумит. Весь средний бизнес выступает против повышения ставки НДС. За повышение, только крупные отраслевые компании, потому что они заинтересованы получать возвратный НДС от экспорта своего сырья. Средний бизнес в этом не заинтересован. И эта норма скорее всего добьет его. У нас появится четкая грань между богатыми и бедными. Останется только малый и крупный бизнес», — считает налоговый консультант.
По словам эксперта, средний бизнес и так находится в стрессе с 2022 года. Достаточно много компаний просто исчезли с отечественного рынка в связи с жесткими нормами налогового администрирования и играми чиновников с налоговым законодательством.
В последние два года мы наблюдаем тенденцию, что бизнес уходит из Казахстана. Из-за нестабильности налоговой системы, жесткого администрирования и часто меняющихся норм. Иностранные инвесторы не понимают, что происходит и уходят работать в другие страны, с более мягким климатом налогообложения, - говорит Инзиля Галимова.
При этом, в связи с возможным повышением НДС, отток компаний может ускориться.
Мы ведем предпринимателей, я консультирую достаточно много компаний, которые работают в Казахстане и были в свое время приведены сюда нашими резидентами. Они начинают рассматривать варианты перевести бизнес за рубеж. Причем, в том числе, рассматриваются и соседние страны. Например, уже есть примеры, что кто-то уже ушел в Киргизию, кто-то в Узбекистан, - рассказывает Галимова.
По ее мнению, кроме повышения НДС, многие нормы нового НК создают препоны для перехода малого бизнеса в средний, а из среднего в крупный. Тот есть можно забыть о развитии бизнеса в Казахстане. А сам проект в таком виде больше заточен под то, чтобы пополнить бюджет здесь и сейчас. О стратегическом видении развития бизнеса в Казахстане речи не идет.
Мы понимаем, что повышение НДМ будет эффективным очень короткий период времени. Это будет разовая акция. Да, год-два мы в какой-то мере сможем покрывать бюджетный дефицит. Но через год, учитывая, что повышение НДС станет для многих компаний непосильной ношей, можно предположить рост теневой экономики. Кроме того, многие компании либо закроются, либо уйдут в малый бизнес, чтобы пользоваться специальным режимом и не платить НДС. Из нынешних 27% среднего бизнеса в доле экономике, хорошо если останется 7-10%. То есть мы можем потерять средний бизнес как класс», —отметила эксперт.