«Культ Победы»: как 9 мая стало инструментом пропаганды?

Ильяс Бахыт
Коллаж Ulysmedia

Военные парады школьников, дети в военной форме, письма солдатам на фронт от учеников — как Россия превратила 9 мая, День Победы во Второй мировой войне, в инструмент пропаганды? И какое влияние это оказывает на Казахстан?

Формирование «культа Победы»

В первые годы после окончания войны в 1945 году День Победы не отмечался широко. В Москве в 1946 и 1947 годах прошли два парада подряд, после чего сталинский режим перестал придавать значимость этой дате. Историки объясняют это тем, что Сталин стремился укрепить культ своей личности, а не продвигать коллективную память о победе. Однако с приходом к власти Леонида Брежнева в 1965 году празднование 9 мая было возрождено с размахом. Именно в этот период стартовала кампания «Никто не забыт, ничто не забыто», активно прославляющая ветеранов войны и их подвиги. Победа стала важной частью государственной идеологии. Некоторые историки и политологи считают, что именно тогда был заложен фундамент современного «культа Победы».

Как аннексия Крыма и война в Украине изменили День Победы

После распада Советского Союза российские власти начали использовать День Победы как инструмент внутренней и внешней политики. С 1995 года военные парады стали ежегодными. После аннексии Крыма в 2014 году праздник приобрел новый облик. В это время получили широкое распространение акции вроде «Бессмертного полка», ношения георгиевской ленточки и лозунга «Можем повторить».

После вторжения в Украину в 2022 году в России начали активно привлекать к участию в празднике даже детей. Например, в апреле этого года в роддоме Кемерово новорождённым надевали военную форму. Ранее школьников заставляли писать письма солдатам, участвующим в боевых действиях в Украине.

Влияние «культа Победы» на Казахстан и сопротивление советскому наследию

Политико-идеологические действия России вокруг 9 мая не обошли стороной и Казахстан. В стране также проходили акции «Бессмертный полк», распространялись георгиевские ленточки и лозунги «Можем повторить». Эти инициативы ежегодно вызывают общественные споры. Так, в 2023 году в Алматы активиста Жанболата Шайзаду арестовали на 5 суток после того, как он снял с машины советский флаг и вступил в конфликт с его владельцами. Сам он назвал демонстрацию флага СССР провокацией.

По мнению политолога Доса Кошима, после начала войны России с Украиной в 2022 году в Казахстане усилилось недовольство советским наследием. Он считает, что «Бессмертный полк» и георгиевская ленточка связаны с имперской политикой России, но при этом оказывают влияние на казахстанское общество.

– Нужно понимать, что в советское время всё ассоциировалось с Россией. Даже на обложках журналов с военными изображениями подписывали: «русское оружие», а не «советское оружие». Поэтому и «Бессмертный полк», и георгиевская ленточка – всё это связано с российской историей и имперскими амбициями. Многие страны отказались от участия. Однако в таких государствах, как Кыргызстан, Казахстан и Таджикистан, такого решительного отказа не было. Поэтому и возникает раскол: с одной стороны – память о жертвах войны, с другой – понимание, что это стало элементом российской пропаганды.

Последний раз шествие «Батырларға тағзым» («Память героям») прошло в Казахстане в 2022 году. После вторжения России в Украину отношение к акции «Бессмертный полк» в стране изменилось. Многие казахстанцы стали воспринимать её как часть агрессивной идеологии России.

Казахстан в российском информационном пространстве

После того как 7 мая на военном параде в Астане, посвящённом 80-летию Победы, президент Касым-Жомарт Токаев заявил о проведении шествия «Батырларға тағзым», в сети появились дипфейки с участием известных казахстанцев. В этих видео, созданных с помощью искусственного интеллекта, премьер-министр Олжас Бектенов, акимы Северо-Казахстанской и Костанайской областей, а также популярные казахские журналисты «призывали» участвовать в шествии. Казахстанские власти пока никак не прокомментировали появление фейков.

Политолог Димаш Альжанов отмечает, что Казахстан до сих пор остаётся частью российского информационного пространства, что и объясняет широкое празднование 9 мая на государственном уровне:

– Мы действительно находимся в российском информационном поле. Это очевидно. Россия использует исторические достижения для формирования образа своей власти в условиях войны. Нам это нравится или нет – но это оказывает на нас влияние. Китай участвует в параде в Москве. И Казахстан, как партнёр России, тоже делает соответствующие шаги: проводит парад, поднимает значимость даты. Но пока у нас нет чёткого понимания, как относиться к этой дате. Мы ещё не научились воспринимать её не как инструмент пропаганды, а как день памяти.

Астана заявила, что нынешний парад призван почтить подвиг ветеранов и продемонстрировать боеспособность современного казахстанского войска. Сам Токаев на параде подчеркнул важность осознания трагедии войны «в условиях агрессии и жестокости».

9 мая в Москве снова пройдёт военный парад. В нём примет участие и президент Казахстана.

Политолог Дос Кошим считает, что каждая страна — бывшая часть СССР — должна самостоятельно проводить военные парады и праздновать День Победы:

– Пусть в Казахстане проводят парад – 8 или 9 мая, не суть важно. Главное, чтобы мы отмечали эту победу сами, без привязки к Москве. Это будет правильно и с политической точки зрения. Военный парад – это и демонстрация силы, и подготовленности армии, что везде практикуется. Но когда все лидеры едут в Москву, создаётся впечатление, что победила только Россия...