Ерболата Досаева второе воскресенье зовут на митинги, а он, видимо, привык вопросы решать в кабинете, на приглашения и угрозы не отвечает. Да и, скорее всего, новый статус ещё обживает – президент ведь как-то скоропостижно взвинченную и растерзанную южную столицу взвалил на вчерашнего главного банкира. А может быть не успел он прочитать всё, что пишут об акимах после январских потрясений.
Кстати, многое поменялось, в том числе и отношение к информации. Вспомните, ещё недавно сильные мира сего старались её закрыть или хотя бы прикрыть, теперь просто не обращают внимания.
Сам Ерболат Досаев очень часто менял место работы, после каждого нового назначения СМИ поднимали архивы, отыскивали новые подробности о том, кто он и его родственники, чем занимается жена и какие компании он открыл, где оставил своих людей и сколько государственных проектов провалилось под его началом.
Журналисты своё любопытство объясняют только тем, что пытаются понять, как после очередного фиаско, вместо наказания, Досаева пересаживают в другое кресло.
Стоит отметить, что с Алматы всё как-то не задалось с первой минуты, пока самолёт в столичном аэропорту ждал команду на взлёт, сотни алматинцев успели подписать петицию с требованием избавить их от акима в лице Ерболата Аскарбековича. Дальше – больше, ещё не успел городской глава осмотреть пожарище администрации, а горожане пришли на митинг, где опять настаивали на отставке нового акима. Надо отдать должное, проведению этого собрания граждан Досаев не препятствовал, но и на заявление уйти в отставку никак не отреагировал.
Не обиделся, не спросил, почему так недружелюбно встречает его южная столица. Он не стал отходить от правил и поддержал традицию, как в своё время Сагинтаев, Байбек, Есимов и т.д., – поездил по городу, пообещал всё исправить, наладить и отремонтировать.
Редакция Ulysmedia.kz решила проанализировать поведение и интерес Ерболата Досаева к самому крупному городу страны.
Начнём с того, что новый алматинский аким – человек не бедный, его состояние в 2012-м Forbes.kz оценивал в $102 млн, а через год оно выросло до $110 млн. Источники доходов – нефть, нефтесервис, финансы, коммуникации. Сколько сейчас на счетах Досаева, неизвестно. Правда, сам когда-то объяснял, что не понимает, как попал в список Forbes.kz, журнал этот не читает и вообще не богатей он какой-то, а просто госслужащий.
По специальности Досаев – инженер электронной техники, имеет дипломы Алматинского энергетического института и Московского университета имени Баумана.
Но верх взяла коммерческая жилка, поэтому техническое образование не пригодилось – трудиться он начал в структурах частного бизнеса и за пять лет дорос до гендиректора крупнейшей на тот момент корпорации "Акцепт".
Настоящий карьерный взлёт у Досаева начался в 1997-м – в одночасье он уже заместитель председателя Банка Туран-Алем, а потом и председатель правления Алматинского торгово-финансового банка. Через неполных два года уже и советник премьер-министра. Затем недолго трудился в Национальной комиссии по ценным бумагам, был вице-министром энергетики, индустрии и торговли, вице-министром финансов. Долго нигде не задерживался, но, видимо, приобретённый опыт двигал его всё выше и выше. Так в 2001 ему поручили руководить Агентством РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, а через 2 года доверили кресло министра финансов.
Проходит год, и Досаева бросают в самое, что ни на есть социальное пекло – назначают министром проблематичной отрасли – здравоохранения. Вот здесь он и потерпел первое фиаско. Министерское кресло из-под него выбила трагедия в Шымкенте, где медики заразили детей ВИЧ-инфекцией – переливали кровь бомжей, которую покупали по дешёвке… Позже выяснилось, что эта трагедия вполне прогнозируема, а детские заболевания не самое главное в стране – в медвузах закрыли педиатрические отделения.
Наказания не было, прощения министр тоже ни у кого не просил – просто ушёл в отставку. И покинул не только Минздрав, но и госслужбу. Несколько лет Досаев трудился в частном бизнесе – вошёл в совет директоров Lancaster Group Kazakhstan и "Казинвестбанка". Работа, видимо, была плодотворной, по крайней мере, как раз она и обеспечила Досаеву место в списках Forbes.kz.
Правда, сейчас про «Казинвестбанк» мало кто помнит – его давно закрыли. Когда Досаев вернулся в государственный финансово-экономический сектор, выяснилось, что более 80% кредитов «Казинвестбанка» не были обеспечены реальными залогами. Их выдавали под гарантии денег и имущества, которые у заемщиков… могли появиться в будущем. Потом Досаев, уже будучи председателем Нацбанка, лишил его лицензии на проведение банковских операций. Правда, злые языки отмечают, что свои акции в этом банке он успел продать до его ликвидации.
Lancaster Group Kazakhstan процветает до сих пор – в совете старинные и проверенные товарищи Досаева – Берик Каниев и Юрий Пак.
По информации из открытых источников известно, что аким Алматы крупный участник частных компаний в Казахстане и Сингапуре:
На сайте Lancaster Group сообщается, что компания была основана в 2003 г. четырьмя друзьями и деловыми партнёрами, знающими друг друга более 20 лет. Учредители продолжают работать вместе – они акционеры группы.
“Нурлан Каппаров (ред.1970-2015), Ерболат Досаев, Берик Каниев и Юрий Пак, являясь друзья со школьной скамьи, учредили ряд синергических предприятий в 1990-е и в начале 2000-х годов, а позже приняли решение объединить свои активы, профессиональные знания, деловые связи и опыт в создание Lancaster Group”, – информирует компания.
Она, кстати, стала и своеобразной кузницей кадров, среди имён – Айнур Куатова. Сейчас она работает в национальном управляющем холдинге «Байтерек» – занимает должность председателя правления АО «Kazyna Capital Management». А была вице-президентом «Ланкастер Инвест».
Любопытна история компании ERC Holdings – это она оказалась в центре скандала в 2013-го, когда торжественно открыли добычу нефти на Кашагане и тут же закрыли из-за утечки сероводорода. За качество, вернее, полное его отсутствие, должна была ответить компания «Ерсай». Но не ответила. Может быть причина в том, что ЕРСАЙ – это совместное предприятие, в числе учредителей которого есть и ERC – дочерняя компания «Ланкастер Груп Казахстан»?
Как бы то ни было, несмотря на заключения и экспертизы, в 2016 именно «Ерсаю» опять доверили злополучный проект на месторождении Кашаган. Тендер по прокладке двух трубопроводов от острова D до завода «Болашак» выиграла итальянская нефтесервисная компания Saipem через дочернюю компанию «Ерсай Каспиан Контрактор».
К слову, как раз с 2012 года Ерболат Досаев был министром экономического развития и торговли, министром экономики и бюджетного планирования и министром национальной экономики, поэтому не мог быть не в курсе того, что произошло с казахстанским нефтяным проектом века.
После этой истории или в связи с ней, Досаева переместили на позицию председателя правления АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", а потом сделали заместителем премьер-министра и председателем Нацбанка.
Стоит отметить, что в холдинге “Байтерек” трудятся все бывшие помощники и подчинённые Досаева, но уже в качестве топ-менеджеров и управляющих.
Досаеву довелось руководить и антикризисными программами, и курировать переход тенге в режим свободного плавания, и разрабатывать новый комплексный план приватизации. Но опять-таки в каждом ведомстве задерживался он недолго. Например, пост министра нацэкономики Досаев оставил в мае 2016 года после "земельных митингов" – казахстанцы устроили акции протеста из-за того, что на аукционы должны были выставить 1,7 млн га земель сельхозназначения.
Назарбаев тогда объявил Досаеву неполное служебное соответствие за плохую работу по земельному кодексу. В ответ министр объявил о своей отставке и не скрывал, что остался при своём мнении: продажа земли – мировая практика, и её нужно применять, а не отменять.
Сразу после назначения на пост председателя НБ Ерболат Досаев заявил о новых планах работы с Правительством по поддержке бизнеса. Все, конечно, ждали снижения кредитных ставок, но новый председатель только многозначительно и туманно рассуждал:
“Сегодня трудно сказать о том, что мы можем снизить ставки до этого уровня. Я думаю, что в рамках реализации денежно-кредитной политики мы сможем найти эффективные пути, чтобы до конечного заёмщика, до бизнеса, эти ставки пришли в том виде, в котором они будут выгодны, особенно на средней и долгосрочной основе”.
Это на словах, а на деле взялся за переезд Нацбанка в столицу. По новому адресу НБ получил те же самые нерешённые проблемы, связанные с инфляцией, кредитами, заоблачными ценами и обнищанием населения. Нацбанк так и не взял на себя ответственность за рост цен.
А Досаев на посту главы банка первого уровня все силы бросил на борьбу с банками второго уровня. Например, с 2018 по 2021 годы НБ РК отнял лицензии у 8 банков. В «чёрный» список попали «Казинвестбанк», Delta Bank, Qazaq Banki, «Эксимбанк Казахстан», «Банк Астаны», Tengri Bank, AsiaCredit Bank, Capital Bank Kazakhstan.
Семья
Гульнар Есенгельдиевна Досаева – одна из самых успешных предпринимателей Алматы. Она в числе учредителей компании G&G Glamour – крупнейшего казахского дистрибьютора одежды, обуви и аксессуаров люксового сегмента и основатель благотворительного фонда «Дара». Но самая закрытая сфера её деятельности – рекламный бизнес и СП «РТС Деко».
Как раз деятельность этой фирмы и даёт повод думать, что Алматы для Ерболата Досаева – территория изведанная и приносящая прибыль. Ещё в далёком 2010-м городской акимат на инвестиционном конкурсе выбирал лучшую компанию, которая переоборудует остановки общественного транспорта. Победила «РТС Деко», которая обязалась за свой счет установить 500 остановок без торговых точек, бесплатно размещать социальную рекламу и информацию акимата. Вернуть инвестиции планировали через оказание услуг наружной рекламы. Чем всё закончилось горожане помнят – закрылись торговые ларьки и киоски союзпечати, остановки не спасали ни от солнца, ни от ветра и быстро пришли в негодность. А Гульнар Досаева по-прежнему контролирует 15 процентов рынка наружной рекламы. Вместе с ней акциями компании «РТС Деко» владеют всё те же знакомые лица:
Но и в этой ситуации, как, впрочем, и в любой другой, Досаев сдержан, спокоен и немногословен. Видимо, уверен, что он один, а кабинетов и кресел в стране много. Действительно, теперь он глава самого крупного города Казахстана, где у него тоже есть практический интерес и, как всегда, везде свои люди. Поэтому ходить на митинги, разговаривать с горожанами и поднимать свой рейтинг – это не про него. Скорее всего, новый аким занят подсчетами – сколько выделит государство на исполнение наказа Токаева о поднятии алматинцам настроения. А этот вопрос можно решить и без лишних разговоров с постоянно недовольными горожанами.