Прокси-война на подходе? Как Турция и Израиль делят Сирию

Малик Джурсунбек
Ulysmedia.kz

В середине июля в сирийской провинции Сувейда вспыхнули боевые столкновения между друзскими ополчениями, бедуинскими племенами и сирийскими правительственными войсками. Конфликт начался после нападения на молодых друзов и последовавших похищений с обеих сторон. Что происходит в эти дни в Сирии, попытался разобраться Ulysmedia.kz

Недолгое соглашение

Сирийские власти направили войска в регион, но ряд СМИ сообщает, что часть сил действовала не по приказу, а на стороне бедуинов, что усилило напряжённость и недоверие среди друзов.

В ответ выступил Израиль, заявив о необходимости защитить друзов. Армия Израиля нанесла удары по сирийским военным объектам в Дамаске – включая здание Генерального штаба, министерство обороны и президентский дворец, а затем увеличила своё присутствие в приграничной зоне.

Эти удары по сирийским позициям вызвали гнев Турции, которая видит в новом сирийском лидере Ахмеде аш-Шараа своего союзника. 

Под давлением внешнего вмешательства и после нескольких дней боёв было достигнуто соглашение о прекращении огня, которое, впрочем, продлилось недолго.

Из первых уст

Чтобы прояснить текущее положение из первых, что называется, уст, мы связались с израильским политологом Мариной Пикулиной. 

   - Межэтнический конфликт в Сирии не мог не задеть Израиль. В Израиле проживает большая друзская община, у которых есть родственники на территории Сирии.  Нападение на сирийских друзов вызвало возмущение в израильской друзской общине, начались беспорядки, община потребовала позволить им прийти на защиту своих соплеменников в Сирии. Израильское правительство приняло решение защитить сирийских друзов, – рассказывает политолог.

Марина Пикулина, фото с личной страницы в ФБ

   - Сирийская часть, где проживают друзы, выполняет функции буферной зоны, особенно в контексте конфликта между Израилем и Сирией. Речь идет прежде всего о горной области Джабаль ад-Друз и пограничных районах к западу от неё, включая провинцию Кунейтра, – добавляет Пикулина.

Кто такие друзы?

Друзы - это этноконфессиональная группа, исторически присутствующая в Сирии, Ливане и Израиле, Иордании. В Сирии они традиционно живут преимущественно в провинции Сувейда и пригородах Дамаска.

Друзы – арабоязычное этнорелигиозное меньшинство. Их вера – ответвление шиитского ислама, обладающее уникальной идентичностью и вероучением. Друзская религия довольно закрытая – ее нельзя принять недрузу, а браки с представителями других религий запрещены.

Около половины – примерно 700 000 человек – живут в Сирии, преимущественно в провинции Сувейда, расположенной к югу от Дамаска. В Израиле, включая оккупированные Голанские высоты, проживает около 150 000 друзов. Это единственная арабская группа в Израиле, на которую распространяется обязательная военная служба.

Друзы известны своей сплочённостью, воинственностью и стремлением защищать свои территории. В Сирии, особенно в провинции Сувейда, они составляют значительную часть населения и часто вступают в конфликты с другими группами, включая бедуинов, за контроль над ресурсами и влияние.

Сложные отношения

Исторически отношения друзов с центральной властью в Сирии были сложными: при президенте Башаре Асаде они в основном сохраняли нейтралитет. Однако после свержения режима в декабре 2024 года между друзами и новым исламистским правительством начались вооружённые столкновения.

Некоторые лидеры друзов в Сирии выступают за сотрудничество с властями, тогда как другие, например, шейх Хикмат аль-Хиджри, требуют сопротивления и даже обращаются за международной защитой, включая возможное вмешательство Израиля. Такие призывы вызывают разногласия внутри самой друзской общины: например, лидер ливанских друзов Валид Джумблат предостерегает от надежд на внешнюю помощь и выступает за единство сирийского народа.

Братская связь

Тем временем ситуация остаётся нестабильной: хотя перемирие объявлено, столкновения продолжаются, а гуманитарная обстановка ухудшается – тысячи людей вынуждены покинуть дома, а доступ к помощи серьёзно ограничен.

Израиль, как непосредственный актор событий, утверждает, что между ним и друзами существует «сильная братская связь» и видит себя защитником этого меньшинства. Власти заявили, что не допустят размещения сирийских войск на юге страны и готовы использовать силу для охраны друзов.

Сыновья племён 

В то же время нет полного единодушия и среди самих друзов. Так, Валид Джумблат телеканалу France 24 заявил: «Израиль никого не защищает, а использует всех в своих интересах».

А один из племенных лидеров в Сувейде более радикален: 

   - Клянёмся Аллахом, мы не будем спать и не отступим, пока не очистим Сирию от грязи аль-Хиджри и его приспешников. Если он ищет убежище у Израиля и Нетаньяху, то мы прибегаем к защите Аллаха. Мы не обращаемся за помощью к внешним силам. Мы – сыновья племён и Сирии. Мы защищаем себя и обладаем силой, чтобы это сделать. И у нас есть сила, чтобы очистить Сирию от остатков режима.

Ретроградный Меркурий

Описывая вкратце сложившееся положение, политолог Аркадий Дубнов колко заметил в своем ТГ/канале: ретроградный Меркурий виноват.

   - «Арабская весна» 15 лет назад началась в Тунисе с самосожжения Мухаммеда Буазизи, нынешний хаос в Сирии начался несколько дней назад с ограбления и похищения молодого друза, торговавшего овощами. Друзы обвинили бедуинов, и пошло-поехало…, началась резня. Шейх одного из бедуинских племен дал клятву не пить кофе (напиток едва ли не священный у бедуинов), пока не поставит друзов на место. Однако, Израиль не дал в обиду друзей своих друзей – сирийских друзов, надежных союзников, воюющих в ЦАХАЛ, ответил «по-взрослому», сразу и наотмашь, ударил по целям в Дамаске, – пишет Дубнов.

   - Уже казалось, что это удар, очевидно, превышающий пределы необходимой самообороны (США были крайне недовольны своим союзником), – израильтяне надеются теперь только на силу, обеспечивая свою безопасность, – понят был правильно. Сирийская армия 17 июля начала выводить свои части из Сувейды, где дислоцируются друзы. Но не тут-то было: не контролируемые Дамаском воинствующие бедуины продолжили резню. Ситуация и вправду рискованная, Израилю грозит втягивание в новую войну. Не иначе, как ретроградный Меркурий мутит сознание людей, а ему быть «в деле» с 17 июля по 11 августа, – подмечает политолог. 

Прокси-война на горизонте?  

Противостояние друзов и бедуинов в Сирии добавляет масла в огонь региональных конфликтов. 

Как пишут СМИ, исторически Турция и Израиль балансировали между холодной дипломатией и взаимным недоверием. В 90-е годы страны даже сотрудничали в военной сфере, но с приходом к власти Реджепа Тайипа Эрдогана отношения начали портиться. Турция под руководством Эрдогана всё больше позиционировала себя как защитника мусульманского мира, а Израиль, с его жёсткой политикой в отношении Палестины и Сирии, стал удобной мишенью для риторики Анкары. К 2025 году напряжение достигло пика: израильские удары по Сирии, где Турция активно поддерживает новое руководство, стали последней каплей. Эрдоган назвал Израиль «террористическим государством» и пообещал поддержку Сирии, включая военную технику и разведданные.

При более негативном развитии событий Турция и Израиль, теоретически союзники по НАТО, рискуют устроить конфликт на границе, прикрываясь чужими войсками в Сирии. При этом уже сегодня их дроны и самолёты сталкиваются – демонстрируя почти домашний конфликт, но на чужой территории. 

Заварухи не будет

Прокомментировал события нам и ташкентский арабист-международник Равшан Турсунов.

   - Одно могу сказать: я в Сирии работал, знаю и друзов, и бедуинов. Сейчас для израильтян нужен был бы любой повод, чтобы закрепить себя на Голанских высотах, которые они в 1973 году аннексировали.

Второе, они побаиваются нового руководителя Сирии, потому что они радикально настроены против Израиля, и, естественно, будут прилагать все усилия, чтобы на юго-западе как-то нейтрализовать израильтян, – считает эксперт. 

По его мнению, Турция явно не будет вмешиваться. 

   - Ну, поскрипят, покричит Эрдоган, его американцы тут же одернут. У него сейчас не то положение, хотя он себя позиционирует как султан Турецкой империи, а на самом деле у него у них сейчас особых сил нет из-за экономического упадка. Конечно, он будет говорить, что, мол, надо наказать, но каких-то серьёзных действий со стороны Турции, думаю, не будет.  Ну лишь кроме того, что оружие, которое они и до этого поставляли, будут и дальше поставлять в Сирию. А так, очень серьёзной заварухи там никто не допустит, особенно Трампу это не нужно совершенно, потому что там такие силы поднимутся! И потом будет очень тяжело всё это «разводить», – добавляет Турсунов. 

 

Равшан Турсунов, фото с личной страницы в ФБ

Заполнить вакуум

Тем временем, по сообщениям ВВС, Анкара, как региональный лидер, стремится укрепить влияние в Сирии, заполняя вакуум, оставленный уходом России и Ирана. Поддержка Сирии военной техникой и разведкой – логичный шаг для Эрдогана, который хочет стать ключевым игроком на Ближнем Востоке.  

Как пишет Ойтун Орхан, координатор программ изучения Леванта, «Турция выбрала удачный момент для усиления влияния в Сирии, пользуясь ослаблением России. Но новая операция может вызвать санкции США». 

Израиль же уверен: защищая друзов, он охраняет собственную безопасность, блокируя усиление сирийского режима у границы.

Мнение дипломата

Еще за одним пояснением мы обратились к Ержану Мукашу, экс-послу РК в Омане. 

   - Как известно, Сирия является многоконфессиональной страной, в числе которых можно назвать и друзов-арабов.  Кстати, проживающие в Израиле друзы пользуются некоторыми привилегиями. Например, они служат в израильской армии и полиции. Этот фактор как раз и послужил предлогом для Тель-Авива вмешаться во внутриконфессиональный конфликт, произошедший   между друзами с одной стороны и бедуинами, и правительственными войсками с другой, – поясняет дипломат. 

В то же время, по словам Мукаша, подобное вмешательство Израиля во внутренний конфликт Сирии, более того – удары по столице страны вызывают явное недовольство Турции. Анкара резко осудила «израильскую агрессию против Сирии». 

   - Как заявил президент Эрдоган, «Турция не допускала и не допустит разделения Сирии», – напоминает заслуженный сотрудник дипломатической службы РК.

Ержан Мукаш, фото из личного архива

Щекотливость ситуации

Щекотливости ситуации придаёт факт, что Турция – член НАТО, а это обязывает её координировать действия с союзниками, включая США. Прямое столкновение с Израилем, ключевым партнёром Вашингтона, может поставить Анкару в неловкое положение.

К тому же, у Турции хватает своих забот: экономический кризис, курдский вопрос и напряжение с беженцами. Эрдогану может не хватить ресурсов для полноценной прокси-войны.

Заметим, что это происходит на фоне того, что Дональд Трамп недавно выразил поддержку президенту Сирии Ахмеду аш-Шараа, как и лидеры ключевых европейских стран. Это сигнал, что США не хотят новой войны в регионе и могут надавить на обе стороны, чтобы избежать эскалации.

Поднятие рейтингов

Вместе с тем, по мнению Ержана Мукаша, несмотря на воинственную риторику сторон, возникновение какой-либо прокси-войны между Израилем и Турцией вряд ли возможно. Обе страны являются близкими союзниками США, которые вовсе не заинтересованы в появление нового конфликта в регионе.

   - Другой вопрос, что, выступая в защиту своих «подопечных» (если для Израиля это друзы, то для Турции – нынешнее сирийское правительство), и премьер Нетаньяху, и президент Эрдоган стремятся усилить свои внутриполитические рейтинги, – полагает дипломат.

Щепетильный баланс

Тем временем Турция активно участвует «в поле». Наблюдатели отмечают, что конфликт может обернуться прокси‑войной – Турция против Израиля на сирийской земле, при этом, повторим, с одной стороны, Турция – член НАТО. С другой стороны, Израиль имеет статус «основного союзника вне НАТО» (Major Non-NATO Ally), предоставленный США, что подразумевает тесное сотрудничество и военную поддержку, но не членство в Альянсе. Израиль участвует в программе НАТО «Средиземноморский диалог», которая предполагает партнерство и сотрудничество в области безопасности, но не предоставляет военную защиту.

Все это вкупе создаёт чрезвычайно щепетильный баланс. И при худшем развитии сценария прямая стычка внутри НАТО – это ночной кошмар Вашингтона. Ведь любое расширение турецкой силы в Сирии вызывает недовольство Израиля и может привести к взаимным ударам, что чревато катастрофическими последствиями.

И пока, как видится, у США нет идеального решения и они вынуждены балансировать между двумя силами. 

США: между молотом и наковальней

Белый дом и Госдеп уже дали понять, что не собираются поддерживать цепочку ударов Израиля. Они выступают операторами миротворцев между Турцией и Израилем и не допустить сбоя альянса НАТО, а главное – не дать конфликту перерасти в прямое столкновение. Если будет ясно, что Турция слишком агрессивна, США могут применить санкции или ограничить военно-техническое сотрудничество.

Вашингтон оказался в неловкой ситуации. С одной стороны, Израиль является важным стратегическим союзником, и США традиционно поддерживают его действия. С другой стороны, Турция, как член НАТО, остаётся значимым партнёром, особенно в Сирии, где Анкара помогает сдерживать курдские силы и участвует в формировании новой сирийской армии.

Вероятнее всего, США будут использовать дипломатические методы давления на Турцию и Израиль, чтобы избежать прямого столкновения. Глава МИД Турции Хакан Фидан уже заявил, что Анкара ведёт переговоры с Вашингтоном для прекращения израильских ударов.

Трудные прогнозы

Эксперты считают ситуацию малопрогнозируемой из-за множества переменных. Во-первых, новый лидер Сирии Ахмед аш-Шараа пока не показал, насколько он контролирует страну. Его связи с «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ), которую многие считают террористической, вызывают вопросы о его намерениях. Во-вторых, реакция США остаётся неясной: Трамп может поддержать Израиль, но не захочет терять Турцию как союзника. В-третьих, роль России и Ирана, несмотря на их ослабление в регионе, всё ещё может повлиять на события. Некоторые конспирологи даже предполагают, что Россия подогревает конфликт, чтобы отвлечь внимание от своих проблем, но это не подтверждено. Наконец, внутренние противоречия в Сирии, включая противостояние друзов и бедуинов, делают регион пороховой бочкой.

Эти посылы поддерживает и Аркадий Дубнов, который нам пояснил, что «ситуация мало прогнозируемая. Самое опасное в том, что Аль Джулани не полностью контролирует тех, кто помог ему прийти к власти». 

Ироничный финал

Пока же, чуть отдаляясь от вооружённого конфликта друзов и бедуинов, Эрдоган и Нетаньяху, словно под музыку Эннио Морриконе, как два ковбоя на сирийской равнине держат руки на кобуре, но стрелять прямо друг по другу пока не решаются. Турция играет мускулами, Израиль – ракетами, а США, как строгий шериф, пытаются утихомирить обоих.

Тем временем друзы и бедуины с сирийскими войсками продолжают свою локальную разборку, будто не замечая, что их земля стала шахматной доской для больших игроков.