Гарема не будет? Почему в Кырзызстане депутаты озаботились многожёнством

Ulysmedia
Ulysmedia.kz

В Кыргызстане снова заговорили о многожёнстве и опять в деле депутаты парламента. Два народных избранника предложили отменить уголовное наказание за одновременный брак с несколькими женщинами. Ulysmedia.kz изучил историю щепетильного вопроса, пытаясь понять, кто в семье хозяин. Инициаторами поправок в Уголовный кодекс выступили депутаты Жогорку Кенеша Нурлан Азыгалиев и Медербек Саккараев.

Самое интригующее, что это стало известно только после того, как на днях президент страны Садыр Жапаров не стал подписывать этот закон.  Шокированная общественность задалась вопросом, а когда собственно парламент обсуждал брачные нововведения?

Депутат Нурлан Азыгалиев, фото kenesh.kg

Скандальные разборки, к слову, ничуть не хуже семейных, выявили любопытные подробности. Парламентарии приняли пикантные поправки в начале лета чуть ли не тайно. Сразу после этого парламент ушёл на каникулы, и возможно только летняя апатия спасла законодателей от жаркой критики.

 Депутат Медербек Саккараев, фото kenesh.kg

Не в первый раз замужем

Вопрос многожёнства в Кыргызстане поднимался не раз. Но если в конце девяностых, эта была обычная общественная полемика, то в начале двухтысячных его сопровождали уже жёсткие споры. Сторонником одновременного брака с несколькими женщинами был тогдашний депутат парламента Турсунбай Бакир уулу.

Депутат Турсунбай Бакир уулу, фото vb.kg

К слову, его самого обвиняли в многожёнстве, но свечку при этом, как говорится, никто не держал. Дело в другом - парламентарий открыто выступал за гарем с позиции ислама, который в то время становился всё более радикальным. Вот, что тогда сказал депутат в интервью одной из местных радиостанций.

   - Если жена больна или не может родить, зачем разводиться? Можешь взять с ее согласия еще одну жену, которая будет тебе не только женой, но и будет сестрой твоей жене.

Свою полигамную позицию Турсунбай Бакир уулу отстаивал, будучи и главным правозащитником страны. По словам самого омбудсмена, ему никак не давала покоя мысль о том, что многобрачие может спасти страну от социальной катастрофы.

   - Когда я был омбудсменом, получал много обращений от женщин, которые просили ввести многоженство, чтобы они не стояли на панели, не уезжали и не жили впроголодь. Они хотели, чтобы их обеспечивал муж, а не сутенер, и дети имели право на наследство.

Увещеваниям депутата и бывшего омбудсмена так и не вняли, но, как всем известно, история циклична. Спустя два десятка лет о многожёнстве в Кыргызстане заговорили снова, но уже при других обстоятельствах.

Гюльчатай, открой личико

Согласно статье 176 Уголовного Кодекса Кыргызской Республики "Сожительство мужчины с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства, наказывается общественными работами от ста до трехсот часов или исправительными работами на срок от одного года до трех лет, или штрафом".

Как утверждают юристы, в их практике не было ни одного случая, когда кто-то был бы наказан по этой статье. Но при этом в стране уже давно существует многожёнство, говорить о котором открыто никто не намерен. По крайней мере в религиозной среде. Жить сразу с несколькими женщинами шариат разрешает и часть населения сейчас предпочитает именно такие семейные отношения. Заявление в ЗАГС и тем более в милицию никто писать не будет. Так, что статья хоть и есть, но она не работает.

Юрист Татыбубу Эргешбаева, фото media.kg

   - У нас в стране и так, и без этого уже нарушается законодательство. И люди от этого они не страдают. В связи с этим, я считаю, что наличие этой статьи хотя бы кого-то притормаживает. Хотя в любом случае, нет такого, чтобы прям абсолютно отвергалось, и чтобы люди не прибегали к многоженству. Потому что есть традиционный уклад, что большая часть населения придерживается исламского вероисповедания. И у населения есть определенные какие-то социально-экономические показатели, которые влекут за собой эти незаконные семейные обстоятельства, где есть факты многоженства, - говорит юрист Таттыбубу Эргешбаева.

Это ещё цветочки

Если бы инициатива депутатов прошла, то наказание за многобрачие перевели бы из уголовного кодекса в административный. Это очевидное смягчение, которое развязывает руки ну или другие части тела, которые так важны в многожёнстве. На фоне существующих в Кыргызстане ранних браков, воровства невест и семейного насилия - это выглядит очередным ослаблением женских прав, считает юрист Таттыбубу Эргешбаева. По её мнению, в нынешних реалиях важность уголовной статьи за многожёнство не столько в наказании, сколько в том, что она указывает на светскость государства.

- Кыргызская республика — это светская страна, а принцип светскости он вообще не поддерживает многоженство. Это вообще друг с другом несовместимые вещи. Мы не должны создавать законодательное поле для того, чтобы развивалось многоженство. Для того, чтобы было прямое дозволение к тому, чтобы дети вне брака рождались или рождались от разных женщин. Поэтому, в принципе, то законодательство, которое у нас есть, оно справедливое.

Как известно, для совершения брака по мусульманским обычаям достаточно присутствия муллы. Если многожёнство в Кыргызстане по закону наказуемо, а по факту есть, то здесь, в том числе появляются и вопросы к священнослужителям. Но это как говорится, совсем другая история. 

Автор: Бакыт Мухтаралы