Ulysmedia.kz продолжает серию публикаций о том, как справляются с планами и своими обещаниями акимы регионов. Берик Уали возглавил область Абай в феврале 2025 и обещания светлого будущего только начинает раздавать. При этом комплексный план развития области, который приняли до него, трещит по швам. Возможно поэтому, в Акорду нового акима пригласили уже через месяц после назначения на пост.
В разговоре с президентом Токаевым Уали рассказывал о детальном анализе расходной и доходной частей областного бюджета, о приоритетных направлениях финансирования, сообщил о новых инвестиционных проектах на сумму 2,2 трлн тенге до 2028, пообещал, что часть из них будут реализованы уже в этом году.
Но сложилось так, что новому акиму двигаться вперед очень мешают именно старые проблемы. Люди требуют запустить транспорт, в школы провести интернет, наладить водоснабжение, отремонтировать дороги, открыть фельдшерские пункты и обратить внимание на экологию.
Берик Уали раздал поручения по решению этих проблем и заявил, что берёт все вопросы под личный контроль.
Заняв кресло акима области, Абай Берик Уали начал с чистки аппарата. Руководящих должностей лишились с десяток чиновников. В принципе Уали завершил процесс формирования администрации региона из не местных, что началось при прежнем акиме Нурлане Уранхаеве, и можно говорить, что старые кадры, если и остались, то на должностях, не подразумевающих принятия решений и последующей ответственности.
Команде, собранной Бериком Уали, предстоит сложная задача. Область имеет потенциал, но прозябает на экономических задворках. Регион, конечно, новый, но судя по встречам акима с жителями районов, им никто не занимался лет 30. В каждом районе на Уали вываливается куча проблем – работа, дороги, вода, школы, больницы и так далее. И акиму приходиться раздавать обещания, что построит, отремонтирует и обеспечит. Этим обещаниям еще предстоит исполниться или не исполнится, но Уали уже умудрился попасть в непринятую историю, подпортившую его имидж. В июне он с помпой презентовал новые автобусы для Семея, в которых город нуждался остро.
Но в озвученные сроки, автобусы на городских маршрутах не появились. Ситуация мутная, то ли у акимата денег не хватило выкупить автобусы у завода, то ли затянулось оформление документов. Но автобусы с кондиционерами вышли на маршруты много позже. Получилось, что аким выдал желаемое за действительное, и здесь главное, чтобы это не стало привычкой. На июльском заседании правительства Берик Уали заявил, что область добилась роста по всем ключевым показателям. Однако, комплексный план развития области явно требует пересмотра и корректировки хотя бы для того, чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего дня.
Сам план развития региона на 2023-2027 годы был утвержден еще при прежнем правительстве, и его никто ставил на утрату. То есть это действующий документ. И согласно ему, область Абай имеет потенциал практически во всех отраслях. Начиная от горнорудной промышленности, за счет более 80-ти еще не освоенных месторождений, до статуса логистического центра, поскольку регион лежит на перекрестке дорог, связывающих север с югом, а запад с востоком. Для реализации потенциала, и соответственно улучшения экономического и социального положения населения региона планом было предусмотрено 102 проекта. Причем сроки сдачи многих объектов намечались на 2023 – 2025 годы с финансированием как из местного, так и из республиканского бюджета. Но многие из них так и остались на бумаге.
Например, в разделе «экология» значатся два мероприятия – строительство нового полигона ТБО для Семея и строительство ангара под сортировочную линию на старом. На новый полигон заложено около 4 млрд тенге, на ангар около 2 млрд. И оба объекта должны были заработать в этом году. В общем ангар так и не появился, и вряд ли появится, поскольку позже в акимате области заявили, что с открытием нового полигона старый закроют. Были даже сообщения о немецких инвесторах, которые собирались построить мусороперерабатывающий завод и рекультивировать полигон, но продолжения эта история так и не получила. Что касается нового полигона, то в 2024 году, при Уранхаеве, в областном акимате говорили, что строительство назначено на 2025-2026 годы. Уже при Уали выяснилось, что по документам все готово к началу строительства, но денег нет - Европейский банк реконструкции и развития отказал в финансировании проекта.
Та же ситуация с пожарными депо. Новоселье в селе Кабанбай планировалось еще в прошлом году, но, как сказал сам Берик Уали, «строительство началось недавно». В планах остается и детский неврологический центр, и Ледовый дворец, и поликлиники, и еще много чего, что, согласно комплексному плану, должно было заработать уже в этом, а то и в прошлом году.
Учитывая, что реализация мероприятий комплексного плана затягивается, с достижением запланированных могут возникнуть проблемы. Но не со всеми. Так план по объему промышленного производство уже выполнен. К 2028 году область должны была выйти на 1,5 трлн тенге. На конец 2024 года этот показатель уже составил 1,9 трлн. Почти достигнут результат и в обрабатывающей промышленности. При плане к началу 2028 года в 594 млрд, сейчас 546 млрд.
Однако значительно отстает сельское хозяйство, по итогам 2024 года валовый выпуск продукции составил 453 млрд, и это меньше чем в 2021 году, на который ориентировались авторы комплексного плана. Тогда сельское хозяйство области выпустило продукции на 474 млрд.
Кроме того, наблюдаются и другие тревожные тенденции. Инвестиции в основной капитал вроде растут, но только за счет крупных предприятий. Малый и средний бизнес, наоборот, сокращает вложения в свое развитие. При этом, по сравнению с 2022 годом сократилось количество субъектов среднего предпринимательства, то есть среднему бизнесу, дающему больше рабочих мест чем малый, в регионе некомфортно. Неоднозначная ситуация складывается с безработицей, казалось бы, целевой индикатор достигнут – 4,7%. Однако по сравнению с 2022 годом незначительно, но выросла доля безработных в возрастной категории 16 - 24. А в категории 25-28 лет она осталась без изменений. Это может говорить о том, что с трудоустройством молодежь испытывает определенные проблемы.
И это может быть одной из причин сокращения населения в области Абай. Если на конец 2022 года в регионе насчитывалось 610 198 жителей, то на 1 июня 2025 года – 602 832 человека. И население сокращается за счет отрицательного сальдо миграции, люди из региона бегут. Что касается внутри областной миграции, то люди бегут и из сел. Население Семея за этот же период выросло на 5,5 тысяч человек.
Можно констатировать, что работы у Берика Уали непочатый край, и вполне естественно, что он уделяет большое внимание кадрам. Он даже ввел рейтинг эффективности районных и городских акимов, и поручил административно наказывать аутсайдеров по итогам полугодия. Не исключено, что это может сыграть свою роль, если, конечно, Уали не ограничится выговорами, а перейдет к более жестким мерам. Тем более, что слаженная и качественная работа подчиненных в его личных интересах. Конечно, социально-экономические показатели сложно кардинально изменить за короткое время, как и достроить все, что не достроили предшественники. Но в случае с Уали появился конкретный критерий его эффективности – Алаколь.
После критики президента, аким собрал срочное совещание и заявил, что выделяет почти миллиард тенге для решения проблем курортной зоны. Берик Уали вряд ли будет поднимать вопрос куда ушли ранее выделенные на Алаколь десятки миллиардов из бюджета. Но вот отследить, чтобы его миллиард был потрачен с пользой, ему вполне по силам. Так что следующее лето покажет, справляется ли бывший пресс-секретарь президента с новой для него должностью.