Начало осени в Казахстане по традиции – начало политического сезона: с каникул возвращаются не только школьники, но и депутаты. Они, кстати, отработали уже половину своего срока и им самое время подводить итоги, а новым заявлять о себе на политической арене новым игрокам. Вот только ни одной новой партии за последние три года в Казахстане так и не появилось. Да и действующие партии каких-то громких заявлений не делают и, кажется, любви электората не ищут. Что это – пассивность граждан и партийных бонз или все политические инициативы не пропускают власти? Ответы на этот вопрос перед официальным стартом активной работы парламента искал Ulysmedia.kz.
Всего в Казахстане 7 партий, 6 из которых представлены в мажилисе и экологическая партия «Байтак», в 2023 году порог для попадания в парламент не преодолела.
Партия Amanat - партия власти, имеет самое обширное представительство не только в парламенте, но и в остальных ветвях власти. По традиции занимает центристскую политику.
Вторая по численности в парламенте - партия «Ауыл». Как следует из названия, ее основной фокус – сельские жители и аграрии. Насколько те и другие доверяют «своей» партии – вопрос отдельный.
Равное количество, по 6 представителей в мажилисе у партий бизнеса – «Ак Жол» и Respublica.
5 депутатов представляют Народную партию Казахстана, которая когда-то была коммунистической, но в последние годы, кажется, совсем запуталась в своих политических взглядах.
И самая малочисленная в парламенте - Общенациональная социально-демократическая партия.
Каждая из партий, конечно, заслуживает отдельного разбора, Ulysmedia к этому еще вернется, но для начала хотелось бы понять главное – как справляются партии со своими обещаниями и обязательствами?
Политолог Газиз Абишев считает, что в целом парламентские партии со своими обязанностями вполне справляются.
- «Аманат», как партия большинства, конечно, доминирует, в том числе за счет своих отдельных депутатов, которые разработали и работают над принятием ряда законов. Но, если говорить о других, то, к примеру, «Ауыл», хоть и не столь заметна в публичном пространстве, но «держит руку» на пульсе благодаря Серику Егизбаеву, который не только председатель партии, но и глава агарного комитета мажилиса. Нельзя не отметить и лидера партии «Ак жол» Азата Перуашева, который зачастую является голосом здравого смысла в противостоянии каким-то инициативам или недоработкам правительства, - перечисляет он.
Директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева оценивает работу казахстанских депутатов и партий скептически. Она подчеркивает, что многие партии, кажется, совсем забыли о своей изначальной повестке.
Например, партия «Ауыл», по мнению эксперта, стала второй по численности в парламенте вовсе не случайно – она шла на выборы с отличной программой, которой сельский электорат действительно поверил. Но в итоге все реализованные инициативы состоялись как бы без участия «Ауыла», а лишь по воле правительства и президента.
Значит ли это, что партия перестала работать после выборов? Или же она просто не смогла преподнести свою работу?
- Сказать, что они защищают интересы своего электората, мне кажется, можно только о партии «Ак жол». Их голос был слышен в процессе обсуждения Налогового кодекса. Возможно, это связано с тем, что эта партия уже давно существует, и наработала достаточный авторитет, чтобы иногда позволить себе покритиковать правительство. Возможно, именно этим обусловлено то, что мы мало слышим представителей партии Respublica: они заняли наблюдательную позицию. Хотя могли бы проявить себя и, как молодежь, привнести что-то свежее в дискуссию, - рассуждает Толганай Умбеталиева.
Также она отмечает, что ОСДП активно использует инструмент депутатского запроса в своей работе, но, будто не до конца понимает, что ее основной электорат – рабочие всех мастей, женщины и так далее.
- Они поднимают тему прозрачности правительственных займов. Это очень важный вопрос, но он не социал-демократов, - подчеркивает политолог.
«Ищут себя», по мнению Толганай Умбеталиевой и члены Народной партии Казахстана. Но проблем здесь куда больше, чем «размытая» повестка.
- Эту партию много связывали с Каримом Масимовым, считалось, что он их поддерживает. И сейчас складывается впечатление, что НПК хотят просто «добить» изнутри. На нее скинули максимально токсичные темы, вроде инициативы об иноагентах. Но и партия ведь почему-то согласилась их «отрабатывать», да еще и так, что это вызвало некое отторжение даже у позитивно настроенных ранее сторонников, - отмечает Толганай Умбеталиева.
Когда низы не могут, верхи не хотят и ни у кого нет денег
Впрочем, партии, особенно в такой молодой стране как Казахстан, имеют полное право распадаться, собираться, реформироваться и создаваться на базе общественных инициатив.
Но после «бума» 2022 года, когда появились и «Байтак», и Respublica, ни одной новой партии в Казахстане так и не было зарегистрировано.
- После событий Кантара, референдума по Конституции, затем череды выборов, политический запал, готовый к институализации, в широких массах выплеснулся. А новый пока не сгенерировался. То есть, от общества запроса на формирование партии, думаю недостаточно. Но и власть сейчас старается удерживать политические процессы в границах очерченных ею красных линий. Она и не создает видимые барьеры для образования партий, но и не стимулирует их появление, - говорит Газиз Абишев.
А Толганай Умбеталиева дополняет: создание партии – это всегда финансовые ресурсы. К примеру, уже почти два года говорится о том, что движение «Жана адамдар» вот-вот превратится в партию. Дальше разговоров дет дело не пошло.
- Думаю, встал вопрос о том, кто будет это все спонсировать? У государства денег нет, привлекать к процессу какого-то бизнесмена, как это было не единожды ранее, определенные риски – насколько он будет договороспособен в политике? Что взамен? Взвесив все, скорее всего, решили не рисковать, - полагает она.
Формально очередные выборы в мажилис должны пройти в январе 2028 года. Однако эксперты напоминают, что в Казахстане электоральный календарь может измениться в любой момент.
Но готовы ли партии к новым выборам? И самое главное – есть ли у них то, что они могут предложить казахстанцам?
Эксперты сходятся во мнении, что большинство казахстанских политиков работают ситуативно и совсем не стараются надолго заполучить симпатии аудитории.
А это может быть просто опасно для Казахстана, потому что граждане страны должны понимать, что их интересы есть кому защитить. В противном случае они начинают искать новых «героев».