Цена «стабильности»? Как частая ротация акимов заменила реформы в регионах

Ильяс Бахыт
Ulysmedia.kz

Казахстанские акимы по закону могут работать четыре года, а потом – еще 2 по решению президента. В исключительных случаях региональные начальники могут сидеть в своем кресле до 8 лет по решению специальной комиссии. По факту же акимы занимают свой пост около трех лет. Как считает политолог Расул Коспанов, постоянные перестановки превращают региональную политику в регулярную перезагрузку. Каждый новый аким заново формирует команду, выстраивает приоритеты и пытается выполнить поставленные перед ним KPI. В итоге система вынуждена жить в режиме непрерывной адаптации. Но у государства на частую ротацию есть свои веские причины, передает Ulysmedia.kz.

Как напоминает Расул Коспанов, институт акимов был введен Конституцией 1995 года вместо прежних глав администраций. Всего за годы Независимости В Казахстане было 150 региональных начальников, которые были назначены на посты акимов областей 198 раз.

Ротация акимов – от теории к практике

Средний срок пребывания акима на должности составляет 2 года 11 месяцев. При этом закон «О государственной службе» предписывает ротацию политических госслужащих каждые 4 года для «эффективного использования потенциала» кадров. Президент может продлить этот срок еще на 2 года, а в исключительном случае – и до максимальных 8 лет по решению специальной комиссии.

- В теории частая смена руководителей должна служить двум благородным целям – обновление кадров и предотвращение злоупотреблением властью. Частая сменяемость действительно не дает акимам превратиться в непотопляемых феодалов, сдерживает формирование местных кланов. Кроме того, ротация между центром и регионами позволяет распространять управленческий опыт по стране, - пишет старший исследователь Национального аналитического центра Назарбаев университета Расул Коспанов. 

Но из-за этого же акимы просто не успевают реализовать долгосрочные программы. Максимум, что можно сделать за три года, это понять специфику региона, сколотить команду и начать реализовывать какой-то проект. Который вряд ли будет завершен следующим акимом, у которого собственные идеи и команда.

Но это не единственная проблема частой ротации акимов.

   - Местные элиты, наблюдая частые рокировки, могут предпочитать выжидательную позицию вместо того, чтобы активно поддерживать долгосрочные реформы, ведь «через год начальство опять сменится», - обращает внимание Расул Коспанов.

Еще одна «беда» текучки среди акимов – слабая связь с населением. Акимы назначаются президентом, утверждаются маслихатом. Поэтому областному акиму гораздо важнее оправдать доверие президента, чем заручиться поддержкой населения.

   - Пока он выполняет указания центра и обеспечивает нужные показатели, его срок могут продлить до 5–6 лет. Но если в регионе произошел сбой (социальный взрыв, ЧП) реакцией зачастую становится неотвратимая отставка, иногда показательная, чтобы снять волну народного недовольства. В таком случае ротация работает как, своего рода «громоотвод», - поясняет Коспанов.

Где акимов почти не меняют?

Регионом с наименьшей кадровой текучкой оказалась Костанайская область.

Здесь акимы занимают пост в среднем 4 года и 3 месяца. При этом, к примеру, Сергей Кулагин руководил областью почти 8 лет, нынешний аким региона – Кумар Аксакалов трудится в Костанайской области уже почти 3 года, при этом имеет наибольший среди действующих коллег общий стаж работы акимом – 8 лет и 8 месяцев.

   - Такая кадровая стабильность может говорить о хорошем исполнении KPI и доверии центра к костанайским акимам. Другими словами, если регион показывает приемлемые показатели, столичная власть не торопится менять его главу, - считает Расул Коспанов.

Он напоминает, что Костанайская область стремительно наращивает свой промышленный каркас. При Кумаре Аксакалове в регионе открылся завод KIA — первый за пределами Кореи, полностью профинансированный самой компанией. Объем инвестиций превысил $250 млн, а проектная мощность составит до 70 000 автомобилей в год.

На втором месте по стабильности в рядах управленцев – Западно-Казахстанская область, здесь акимы работают в среднем 3 года и 9 месяцев.

Пьедестал с ЗКО делит Алматы. Здесь также средний срок акимов – 3 года и 9 месяцев.

Сдержанная кадровая политика в отношении акимов фиксируется также в Актюбинской, Алматинской, Атырауской и Кызылординской областях. В этих регионах средний срок акимства составляет 3 года 5 месяцев.

   - Как правило, столь длительные сроки достигаются благодаря одному-двум рекордсменам. Например, в Кызылорде Крымбек Кушербаев оставался акимом 6 лет 5 месяцев, установив местный рекорд. А в соседней Актюбинской области Елеусин Сагиндиков руководил 7 лет. Такие долгие сроки обычно связаны либо с успешной работой (по мнению центра), либо с сильным влиянием самих акимов, - отмечает аналитик.

Средний срок работы акимов в регионах РК

Текучка на посту

К регионам, в которых акимов «меняют как перчатки», чисто статистически относятся недавно созданные или давно упразднённые – Улытау, Абайская область, Тургайская.

Но и среди «зрелых» регионов можно отметить те, в которых текучка выше, чем где-либо.

Антилидером можно считать Мангистаускую область. За 33 года здесь было 12 акимов, только трое из них смогли отработать в регионе более 3 лет.

Регион сложный в управлении и социально чувствительный. Немаловажным фактором является и развитое профсоюзное движение всегда готовое к стачкам. Любое обострение немедленно отражается на карьере главы области. Например, в мае 2024 года на фоне очередной забастовки рабочих действующий аким Мангистау Нурлан Ногаев был стремительно отправлен в отставку. Его сменил местный кадр – Нурдаулет Килыбай, - напоминает Расул Коспанов.

Недалеко ушла и Туркестанская (в прошлом – Южно-Казахстанская) область. Только троим из 12 акимов этого региона удалось пересидеть на посту более четырех лет. В среднем же акимы здесь, как и в Мангистау, работают 2 года и 7 месяцев.

   - Частая сменяемость руководства Туркестанской области может объясняться ее политической значимостью. Это регион с самым большим населением. Центр традиционно уделяет ему повышенное внимание. С другой стороны, столь высокая ротация руководителей затрудняет долгосрочное планирование, - говорит Коспанов.

Акимы-рекордсмены

Среди 150 акимов есть те, кто посвятил этой карьере буквально полжизни.

Так, абсолютным лидером по общему стажу акимства стал покойный Бердибек Сапарбаев. Он возглавлял Южно-Казахстанскую, Восточно-Казахстанскую, Актюбинскую, Жамбылскую и, конечно, родную Кызылординскую области на протяжении 18 лет и 2 месяцев.

На втором месте – Даниал Ахметов, проработавший акимом 17 лет и 2 месяца.

На третьем месте Сергей Кулагин с совокупным сроком в 16 лет и 2 месяца.

ТОП-10 акимов по общему стажу

Также более 10 лет в общей сложности были акимами Крымбек Кушербаев, Серик Умбетов, Умирзак Шукеев, Имангали Тасмагамбетов, Архимед Мухамбетов, Аслан Мусин и Ахметжан Есимов.

Аким – это звучит бедно

   - Частая сменяемость акимов в Казахстане – это осознанная плата за централизованную власть. С одной стороны, она предотвращает закрепление региональных элит и поддерживает вертикаль власти. С другой – порождает проблемы с долгосрочным развитием и ответственностью. Эффективность такой модели управления вызывает вопросы. Да, в критические моменты быстрые перестановки помогают снять напряжение или наказать виновных. Но в спокойные периоды региону, возможно, полезнее иметь стабильного руководителя, который знает территорию и может планомерно работать хотя бы одну полноценную пятилетку, - резюмирует Расул Коспанов.

Но кардинально ситуация в регионах, по его мнению, изменится лишь когда в стране будут внедрены прямые выборы акимов областей и городов республиканского значения.

Правда пока, как показывает практика, даже выборы акимов областного центра не вызывают у населения особого интереса. Корреспондент Ulysmedia наблюдал это в Семее.

И, судя по всему, власти тоже понимают, что электоральные кампании себя не оправдывают. Поэтому депутаты мажилиса недавно обратились к правительству и ЦИК с просьбой на время историю с прямыми выборами «заморозить».

- На пилотной основе мы начали выборы акимов районов и городов – 52 акима были избраны. Но эффективность этой практики пока не проанализирована. Мы не можем утверждать, что все акимы выполняют свои обязанности на должном уровне. Некоторые избранные районные акимы покинули пост менее чем через год. Кроме того, выборы обходятся дорого. Только в этом году прошли выборы шести районных акимов и одного акима города областного значения. На это из бюджета потрачено больше одного миллиарда тенге. Оправданы ли эти расходы? Другая проблема – ограниченные функциональные возможности акимов и зависимость механизмов развития районов от областных финансов. В результате акимы не могут выполнить данные избирателям обещания, что снижает доверие к избирательному процессу и активность участия в выборах, - заявил Ерлан Саиров.

Он считает, что пока районные акимы не будут наделены бюджетами для выполнения предвыборных программ, выбирать их могут, как и ранее, маслихаты.