Тема выхода Казахстана из евразийского экономического союза с каждым днём становится всё более и более актуальной. Россия не смогла реализовать свой план маленькой победоносной войны в Украине. Бои становятся всё кровопролитнее, а бедствия населения и разрушение инфраструктуры – катастрофическими. В этой войне проигрывает Россия. Потери армии таковы, что происходит мобилизация всех и вся – срочников поспешно переводят в контрактники, гастарбайтеров в солдаты, появились даже наёмники из южных стран. Гибель «Москвы» показала уровень технического обеспечения и командного состава. Россия стала страной-изгоем, а введенные санкции привели к резкому экономическому спаду и очередному витку технологического отставания, росту безработицы и обнищания населения. Ситуация такова, что основная страна ЕАЭС уже не лидер в группе отсталых, авторитарных и экономически слабых стран, считает аналитик Ulysmedia.kz Асылбек Бисенбаев.
Распад ЕАЭС обуславливается и тем, что страны-члены ЕАЭС граничат не более чем с двумя партнерами, а Армения вообще не имеет ни одной общей границы ни с одним из государств. В докладе Евразийской экономической комиссии 2016 года констатировалось что «Взаимная торговля, не связанная с Российской Федерацией, незначительна… Наименьший объём внутрисоюзной торговли приходится на пару стран Кыргызская Республика – Республика Армения, далее следует пара стран Республика Армения – Республика Казахстан, на долю которых в общем объёме взаимной торговли приходится 0,001% и 0,01% соответственно». Цифры показывают, что ЕАЭС является организацией, созданной для реализации интересов России, причем с каждой страной в отдельности. Положение усугубляется и тем, что Беларусь также вовлечена в войну, а внутренние протесты против режима Лукашенко продолжают разрастаться.
За последние месяцы к множеству барьеров, изъятий и ограничений стали добавляться и последствия санкций. Принимаются спешные меры по их смягчению. Совет Евразийской экономической комиссии увеличил до двух лет временный ввоз некоторых категорий товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов. Предельный срок временного ввоза продлевается для товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с 1 марта 2021 года по 28 февраля 2022 года включительно. Если внимательно посмотреть на этот перечень, то понятен список того, что не производится в России. Первая категория – это контейнеры. В современном мире без них, а также включённых в перечень различных видов тары, поддонов и тому подобное, перевозка практически исключена. Основное производство контейнеров находится в КНР. Причем оно почти на порядок дешевле, чем производство в самой России. Далее идут высокотехнологичные товары – от носителей цифровой информации до буровых платформ и спасательного оборудования.
Принимаются и другие меры по решению проблемы санкций. Но можно с уверенностью сказать, что они не дадут желаемого эффекта. Более того, есть и еще одно важное последствие войны. Это так называемые репутационные потери. Сегодня поддержание репутации является важным свидетельством качества страны, компании или сообщества. Именно из-за стремления к сохранению репутации и в знак протеста против войны многие фирмы, спортивные клубы, известные персоны отказались от сотрудничества с Россией. От поста в совете директоров РЖД отказался экс-канцлер Австрии Кристиан Керн. Бывший премьер-министр Италии, а ныне сенатор, Марио Ренци сложил с себя полномочия члена совета директоров российской каршеринговой компании Delimobil Holding. Международная автомобильная федерация отменила проведение российского этапа чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула 1", который должен был пройти в Сочи в сентябре. Ведущие компании не хотят ассоциировать себя в глазах потребителей как сторонников российской агрессии.
Для Казахстана в этих условиях важно сформировать новую внешнеполитическую парадигму. В 2021 году объём товарооборота Казахстана с другими странами составил 101,5 млрд долларов. Экспорт из Казахстана составил 60,3 млрд долларов, импорт – 41,2 млрд долларов. Но, по-прежнему, основными товарами экспорта из Казахстана являются нефть, медь, ферросплавы, природный газ, уран, руда, пшеница и т.д.
Проблема не только в зависимости от экспорта сырья, но и в логистике, расширении круга стран-покупателей. Китай постепенно сокращает экспорт своей продукции в Европу через Россию. Запущен новый маршрут через Казахстан, Азербайджан, Румынию, Венгрию, Словакию и Чехию. Не стоит забывать о том, что есть и другое направление. КНР и Пакистан договорились о создании экономического коридора из СУАР к порту Гвадар в Аравийском море. Это расширяет грузооборот нефти из Персидского залива в Китай, а товаров из КНР – в страны Залива и Восточную Африку. Активизация проекта «Один пояс – один путь», постепенное движение к стабилизации Афганистана создают новые условия для экономического развития и международных проектов.
Место России вполне могут занять Китай, Пакистан и Индия. Уже ведутся разговоры о возможности снятия санкций в отношении Ирана. Как показывает опыт, развитие возможно только совместными усилиями стран региона. Нужен поворот на юг. А это направление действенно только в тесном взаимодействии с Узбекистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Высокие мечтания об интеграции должны уступить место экономическому расчету и продвижению реальных взаимовыгодных проектов. Уже сейчас страны Центральной Азии вполне могут решить те проблемы, которые не под силу каждой стране в отдельности. А таких задач множество – от производства продуктов питания до единой энергетической политики. Пустые споры о так называемом «лидерстве в регионе» пора прекратить и создать межгосударственную структуру, которая будет согласовывать интересы сторон. Снятие барьеров между нашими странами позволит быстро насытить рынки необходимыми товарами и активизировать торговлю. А включение в южные транспортные и энергетические потоки – снизить зависимость от российских коммуникаций, расширить рынки сбыта за счет Индии, Пакистана, Афганистана и Китая.
Министерство торговли и интеграции Казахстана констатирует, что основными товарами импорта в Казахстан являются вычислительные машины, легковые автомобили и запчасти, телефонные аппараты, лекарственные средства. И сразу вопрос – насколько соотносится наша внешняя политика и экономика? Зачем пытаться производить автомобили, если дешевле (при создании условий) их ввозить? Тем более, что мы в окружении автомобильных гигантов – Китая, Кореи, России. Может быть, если погасить «автозуд» не удается, лучше поддержать автостроительные предприятия Узбекистана с условием импорта их продукции на выгодных условиях? Вспоминается перечень запущенных и закрытых предприятий по производству компьютеров, телевизоров, бытовой техники, даже поездов и спутников. Может быть, пора умерить амбиции и начать производство хотя бы самых простых товаров – гвоздей, инструментов и тары?
Нужны кардинальные реформы. Но решится ли действующая власть вступить на этот путь? Пока что таких намерений не видно. Для активного и уверенного роста экономики нужны не простые постановления об удержании цен или посадки неугодных лиц, а нечто большее. Нужен высокий уровень свободы – политической и экономической. Нужна конкуренция и реальная ликвидация монополий. Нужна реальная борьба с коррупцией. Нужен профессиональный государственный аппарат и подотчетность государственных органов народу. И еще многое другое. Но пока что принимаются декларации, констатируются факты, признается необходимость реформ. И не более того…