Попал под горячую руку - на стихийном митинге, где выясняли отношения жильцы соседствующих домов погиб случайно оказавшийся в эпицентре разборок водитель. Произошедшая в Алматы 10 июня трагедия заставила не только ужаснуться, но и задуматься, как это могло произойти. Собственно, горожане уже не один десяток лет пытаются противостоять властям, которые отдают под застройку детские площадки, дворы, скверы и парки. Урбанисты и эксперты твердят, что точечная застройка уже перерастает в настоящий социальный конфликт. Не будем лукавить, знаем, что золотые сотки в лучших районах Алматы, Нур-Султана и других городах достаются далеко не любому застройщику. Редакция Ulysmedia.kz решила вспомнить имена тех, кому можно всё, и кто сделал точеную застройку городов явлением обыденным и спровоцировал многочисленные митинги.
Главное – прочный бизнес
Казахстанцы, в большинстве своём, живут в очень стеснённых условиях. Согласно нормативам ООН, каждый человек имеет право на 30 квадратных метров жилья. У нас же даже с учётом строительного бума последних 20 лет на одного гражданина с натяжкой приходится 23,2 квадрата. Когда на заре независимости разделили всю жилплощадь в стране на жителей, выяснилось, что на каждого казахстанца приходится не больше 15 квадратов.
Тогда же аналитики вынесли вердикт – это в обозримом будущем станет одной из главных проблем государства.
Для кого проблемы стали возможностью
В списке «продвинутых» еще в начале 90-х оказался бессменный глава холдинга BAZIS-А Александр Белович. По версии Forbes, он один из самых богатых казахстанцев, член совета инвесторов при президенте и по совместительству лоббист основных норм закона, защищающих строителей от назойливых граждан. Именно с подачи Александра Беловича в Казахстане был разрешен беспошлинный ввоз некоторых строительных материалов, упрощены СНиПы строительства до самых минимальных значений, а также ликвидирована комиссия по приемке жилых зданий в эксплуатацию.
Правда, стать самым известным и лет 15 назад самым влиятельным строителем страны у Александра Якубовича получилось не сразу. Но после того, как он поработал замом главы Алматинской городской администрации в 1994 – 1995 годах, у фирмы BAZIS-А дела пошли в гору. Особенно много подрядов было, естественно, в Алматы в годы акимства Виктора Храпунова. Недоброжелатели связывали с тем, что они в городской администрации трудились вместе – вот, мол, и сдружились.
Но в бега Храпунов подался один. А Белович, хоть и уступил часть рынка другим застройщикам, его компания до сих пор остаётся одной из самых крупных и известных в Казахстане.
Его пример – другим наука
В 90-х годах появились и другие крупные застройщики. В том числе самый главный по строительству жилой недвижимости, а в последние годы – и по коммерческой тоже – холдинг BI Group. Примечательно, что вплоть до середины нулевых BI Group перебивался мелкими частными заказами. Бурный рост начался в 2005 году, когда в Казахстане во всю мощь заработала ипотека. В 2008 году компания Айдына Рахимбаева даже объявляла себя банкротом, но удержалась на плаву благодаря господдержке. Строительный кризис разруливал кабмин под руководством Карима Масимова.
Наши инсайдеры говорят, что успехи BI Group напрямую связаны с персоной Карима Масимова, который за свое покровительство имел от Рахимбаева щедрый гешефт. Но почему-то эта связь скрывается до сих пор.
Фамилия Масимовых со стройкой связана очень прочно: у старшего Масимова – отца бывшего премьера и председателя КНБ, в разные годы было несколько строительных компаний. Но вёл он бизнес на грани фола и к 2008 году стал фигурировать в скандальных новостях. Его то обвиняли в некачественном строительстве жилых домов, то в неуплате денег за выполненные услуги. В общем, младший Масимов решил имя поберечь и в столь щепетильном бизнесе его не афишировать.
Чьих будете
Между тем, не секрет, что практически за каждой компанией, делающей головокружительные успехи на строительном рынке Казахстана, стоят влиятельные покровители. Так, люди посвящённые утверждают, что интересы казахстанско-турецкой компании RAMS Qazaqstan отстаивает Болат Назарбаев, интересы Nur Astana Kurylys – Кайрат Сатыбалды и Бекболат Тлеухан, а главный патрон компании SAT-NS, которой отданы основные участки на озере Малый Талдыколь в Нур-Султане – Кайрат Боранбаев.
Так это или нет, но факт остается фактом: в Казахстане на начало 2022 года зарегистрировано более 1200 строительных компаний, на слуху – только единицы. Да и тем публичность создают не только и не столько отзывы благодарных и довольных новым жильем покупателей. У каждого ЖК с завидной периодичностью проходят митинги возмущенных новосёлов – то воды нет, то тепла, то многоэтажка накренилась, то штукатурка осыпалась. А по другую сторону баррикад – жители хрущёвок, недовольные тем, что элитные многоэтажки строят в их когда-то зелёных дворах.
Удивительно, но периодически на этих акциях протеста появляются представители акиматов и каждый раз обещают навести порядок и остановить строительство человейников. Ещё более странной выглядит позиция обычно непримиримого в борьбе с монополиями агентства по защите и развитию конкуренции. Согласно данным Бюро нацстатистики АСПИР, маржа строителей практически во всех регионах более 100%. В Нур-Султане и вовсе – 185, а в Мангистау – 271%. Чем не тема для расследования подчиненных Серика Жумангарина? Однако с тех пор, как АСПИР опубликовало эту новость, прошло почти две недели, но АЗРК ни о каком расследовании не сообщает…
Для толерантности нет условий
10 июня недовольные тем, что возле их дома пару лет назад вырос ЖК «Терра» Tau Development, жильцы дома по адресу Короленко 8 вышли на несанкционированный митинг. Они перегородили улицу Гагарина. Их логика вполне понятна: строители сделали из их двора проезжую часть. Вот они и решили продемонстрировать на практике горожанам, каково это жить в пробке на проезжей части. Довольны таким перфомансом были, естественно, не все. Между одним из демонстрантов и проезжающим мимо алматинцем завязалась драка. В итоге водитель мертв, житель дома – в СИЗО.
Сейчас, как рассказывают жители близлежащих домов, в районе неспокойно: жильцы ЖК «Терра» и пятиэтажки оскорбляют друг друга, дежурит полиция. Одни вполне резонно заявляют, что заплатили за дом с оградой, охраной и забором по периметру. Другие не менее резонно отвечают, что в свое время дом строился без разрешений и вообще, какое право имели городские власти разрешить строительство в ущерб соседним домам?
И этот конфликт имеет под собой гораздо большую подоплеку, чем нагло отобранный двор. Из-за уплотненной застройки страдают все. Район забит транспортом и людьми, в поликлиниках бесконечные очереди, школы и детские сады переполнены.
Между тем, власти никаких выводов из сложившейся ситуации не делают. Как всегда, Досаев отмалчивается, а активисты требуют найти тех, кто разрешил строительство ЖК.
ЖК «Терра» начали строить в 2018 году. Тогда нарушения, о которых шумели активисты, акимат Алматы не заметил. А, может быть, на них велел закрыть глаза на тот момент алматинский глава Бауыржан Байбек? Удивительно, но и Сагинтаева, заступившего на пост акима южной столицы, ситуация с «Террой» тоже волновала не особенно.
Засыпанная столица
В 2020 году в столице жители ЖК «Номад» и «Сармат» возмутились, что вместо обещанной много лет назад школы рядом с ними будут построены многоэтажки. А в 2021 году случился Малый Талдыколь, который власти города решили засыпать ради строительства очередных высоток.
Администрация столицы уверяла, что все стройки ведутся исключительно в рамках закона и по утверждённому генплану столицы. А вот урбанисты и эксперты до сих пор недоумевают: какой гений одобрил генплан, в котором на одну школу приходится по 20 многоэтажек?
Сейчас Кульгинову явно не до точечной застройки в столицах (наши источники сообщают, что вот-вот его должны назначить на другое место), где он, скорее всего, разрешая возводить дома вопреки здравому смыслу, выполнял приказы вышестоящих товарищей. А вот жителям мегаполисов придется как-то выживать в каменных джунглях, которые, как обещали в рекламе, не стали территорией счастливых людей, но кого-то сделали супербогатыми.
Невозмутимый Досаев
А Досаеву не в первый раз приходится хоронить человека, пострадавшего из-за его безалаберного руководства. Во время работы Досаева на посту министра здравоохранения в ЮКО произошло массовое заражение детей ВИЧ. Было выявлено 12 инфицированных матерей и 84 инфицированных ребёнка. Заражение происходило в медорганизациях, как позже выяснилось, из-за отсутствия контроля и качественной организации работы: применялись нестерильные инструменты, в региональный Центр крови попадала донорская кровь заражённых людей. Дело было расследовано сразу по нескольким статьям – "Халатность", "Получение взятки", "Мошенничество", "Хищение". К моменту передачи дела в суд умерло уже 9 детей. После скандала осенью 2006 года Досаев покинул госслужбу.