Один из указов президента Токаева неожиданно вызвал бурную реакцию у читающей публики. Речь идёт о прекращении соглашения о создании Межгосударственного валютного комитета СНГ. Собственно, никто из нас уже и не помнит о документе, который был подписан ещё 25 мая 1995 года, и не знает, как это соглашение работало. Тем не менее, рядовую новость Акорды не только обсуждали, но и давали ей различные трактовки. Чем вызван интерес, почему разошлись мнения и прозвучали самые противоречивые оценки, разбирался обозреватель Ulysmedia.kz Асылбек Бисенбаев.
Стоить заметить, что в последние годы мы не часто слышим об СНГ. А ведь именно создание Содружества независимых стало завершающим ударом по СССР. Когда попытка его сохранения руками ГКЧП не удалась и народ бурно приветствовал арест путчистов, развал страны стал набирать бешеную скорость. Знаменитый указ президента России Бориса Ельцина о запрете КПСС означал, что главный стержень или скрепка, которая объединяла республики, ликвидирована.
Содружество разбежавшихся
8 декабря 1991 года в Вискулях (Беларусь) руководителями трех славянских республики было принято Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое констатировало, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование». Это была констатация уже случившегося, равно как и уже символическая отставка Михаила Горбачева с поста президента уже не существующего СССР.
Перед руководителями республик тогда одна за другой появлялись проблемы, которые раньше скрывал полог Союза. Тем более, что перед глазами был пример кровавого распада Югославии. Первое – границы. В Советском Союзе постоянно происходила перекройка границ, передача территорий, изменение статуса республик и национальных образований. В результате войны с Финляндией могла возникнуть Карело-Финская союзная республика и также легко превратиться в Карельскую автономию. Независимая Тува могла также добровольно войти в состав СССР на правах автономии. Поэтому в статье пятой было принято, что «Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества».
О чём договорились высокие стороны
Таким образом, границы были утверждены в качестве межгосударственных. Констатировалась необходимость координации внешней политики, экономического сотрудничества, беспрепятственной миграции рабочей силы и многое другое. В то время инициатива славянских государств привела к тому, что восточные республики восприняли такое решение как недружественный шаг. В Центральной Азии заговорили о создании тюркского союза в противовес славянскому. Но раскола не произошло, и в Алма-Ате состоялось подписание декларации о создании СНГ.
Надо отметить, что состав СНГ был не постоянным. Грузия вошла позже всех, а затем вышла из СНГ. И это было связано с событиями 2008 года, когда началась война этой маленькой страны с Россией. Украина формально всё ещё входит в состав СНГ, так как не закончила юридической процедуры выхода. Молдова в 1994 заявила о поддержке экономических отношений, но не военно-политических, как противоречащих суверенитету.
Почему не сложилась дружба независимых
Казахстан до последнего входил в рублевую зону, а затем, несмотря на договоренности, был исключен из неё в одностороннем порядке. Это привело к серьезным экономическим проблемам. За все годы существования СНГ так и не смог решить ни одного серьезного вопроса. Цепь событий – Молдова, Грузия, Украина – привели к фактическому краху объединения. Нужно учитывать и то, что Украина в 2014 году председательствовала в организации, но это не помешало России не просто вмешаться во внутренние дела, но и отторгнуть Крым.
Поэтому и происходило постепенное «отмирание» различных структур СНГ. Тем более, что идея разно-скоростной интеграции также внесла свой вклад в подрыв идеи Содружества. Возникает ряд организаций из состава СНГ. Идея региональной интеграции была воплощена в ГУАМ с кратковременным пребыванием Узбекистана. Возникает Таможенный союз, затем ЕАЭС, ОДКБ. Нужно учитывать и то обстоятельство, что в СНГ входили страны с разным историческим вектором развития. Беларусь и Таджикистан, Узбекистан и Армения, Грузия и Молдова. В условиях независимости мало что объединяло эти государства. Даже в активно пропагандируемом ЕАЭС торговля между Казахстаном и Арменией составляет десятую долю процента.
С рублём не вышло
После вторжения в Украину, санкций и экономической изоляции резко меняется и идея общей валюты для СНГ и ЕАЭС. Рубль становится всё более и более игнорируемым и изолируемым платёжным средством. В то же время МВК СНГ создавался для сотрудничества стран в области валютно-платежных и кредитных отношений, сближения и совершенствования валютного законодательства, развития форм и методов координации денежно-кредитной и валютной политики государств-участников соглашения.
Российский рубль был в центре этой идеи. Он должен был стать главной валютой СНГ. Но этим планам не суждено было сбыться. И это тоже стало понятно достаточно давно. Вес России в мировой экономике все эти годы падал. Сейчас он составляет около 3 процентов мирового ВВП. Для сравнения – США 15,7 процентов, Китай – 18,6 процентов. Более того, по мнению многих экономистов, Россию ждёт дефолт.
Что теряем
Таким образом решение Токаева о прекращении соглашения вполне объяснимо. Тем более, что Межгосударственный валютный комитет (МВК) был упразднен решением совета глав правительств СНГ ещё в октябре 2013 года. Но вместо него проблему будут решать, как разъяснили в правительстве, «на постоянно действующем совещании министров финансов и на площадках органов отраслевого сотрудничества СНГ в данной сфере: координационного совета руководителей налоговых служб, совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг, межгосударственного координационного совета руководителей органов страхового надзора, координационного совета по бухгалтерскому учету при исполнительном комитете СНГ, а также Межгосударственного банка.
Так что никакого подрыва СНГ не случилось - содружество ещё существует. Совет глав государств СНГ 18 декабря 2020 года принял концепцию дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и план основных мероприятий по её реализации. Документ совершенно общего характера и ни к чему не обязывающий. Несмотря на все заверения о необходимости поддержания стабильности, добрососедства, безопасности, изложенные в этой концепции, Россия начала войну против Украины, все ещё члена СНГ.
Продолжаем осторожно дружить
Тем не менее президент Токаев на Петербуржском экономическом форуме не только отказался признавать квазигосударства, но и заверил Путина в том, что несмотря на неоднозначную геополитическую природу современности, Россия остаётся ключевым стратегическим партнёром Казахстана. В свою очередь российский президент напомнил, что инвестиции его страны в Казахстан составляют 17 миллиардов долларов, а товарооборот за прошлый год составил 25 миллиардов. Можно даже согласиться с мнением некоторых экспертов, что выход Казахстана из МВК был согласован с Владимиром Путиным.
Тем не менее Казахстан испытывает давление со стороны Кремля. История с КТК и экспортом казахстанской нефти – это только видимая часть. Поэтому Касым-Жомарт Токаев поспешил заверить, что «все разговоры о том, что Казахстан якобы охладел и собирается выйти из ЕАЭС, из ОДКБ, абсолютно не соответствуют истине.
С другой стороны, нарушение режима санкций составляют ещё большую угрозу. В интервью телеканалу «Россия 24» президент Казахстана подчеркнул, что его страна не должна нарушать западные санкции в отношении России, но не преминул добавить, что сотрудничество с РФ продолжается без нарушения этих ограничений.
“Санкции есть санкции, мы не должны их нарушать, тем более мы получаем уведомления в отношении того, что в случае нарушения санкций последуют так называемые вторичные санкции со стороны Запада в отношении нашей экономики”, — объяснил свою позицию Токаев.
СНГ как историческая данность
Можно констатировать, что многовекторность привела к плачевному результату. Все разговоры о путях экспорта казахстанской нефти окончились ничем. Транскаспийский маршрут и Иран, как и всё движение на юг оказались не реализованными. Зависимость от экспорта нефти является фундаментом политической зависимости от северного соседа. Иной путь – реальная экономическая реформа – также не прельщает руководство Казахстана. Экономика не может развиваться без демократии, а это расценивается как прямая угроза режиму. Регион не может развиваться без добрососедства и взаимных уступок. А на это никогда не пойдут авторитарные режимы Центральной Азии, которые понимают уступки как слабость.
Так что указы Токаева по выходу из некоторых структур СНГ не стоит рассматривать как начало реального формирования нового внешнеполитического курса. Все остается по-прежнему. Вместо действий – декларации, вместо реформ – заявления.