Когда зимой Касым-Жомарт Токаев строго и публично потребовал вернуть в Казахстан незаконно выведенные из страны деньги, многие отечественные эксперты предрекали долгие и дорогие судебные тяжбы за каждый миллион в зарубежных судах. Но, как недавно отчиталась Генпрокуратура, в страну уже удалось вернуть 230 млрд тенге. Спрятано, думается, куда больше, но цифры всё равно вселяют надежду. Корреспондент Ulysmedia.kz решил рассказать о том, кто и как возвращает стране вывезенные деньги, незаконно приватизированные активы и долги по налогам.
Смотрите, что вернули
Более 230 млрд тенге, полученных незаконно и спрятанных на счетах, в том числе и за границей, удалось вернуть комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов. Как следует из сообщения Генпрокуратуры, это результат расследования резонансных дел в отношении Кайрата и Гульмиры Сатыбалды, Кайрата Боранбаева, руководителей ТОО «Оператор РОП» и других. Часть из этих денег – 170 млн. долларов, фигуранты уголовных дел вернули добровольно.
К примеру, 3 млн долларов из Гонконга и ОАЭ, которые проходят по уголовным делам в отношении экс-руководителей и сотрудников Комитета национальной безопасности, возвращены «по горячим следам».
11,3 млрд тенге возмещено агентством финансового мониторинга после расследования дела в отношении Боранбаева в АО «КазМунайГаз».
В пользу государства, как напомнили в Генпрокуратуре, переданы акции целого ряда компаний, некогда принадлежавшие Кайрату Сатыбалдыулы. Это 28,75% акций АО «Казахтелеком», 100% АО «Центр транспортного сервиса» и 100% ТОО «Акмолит». Судя по всему, вместе с «Акмолитом» государству возвращены ещё две компании горно-рудного сектора, которые когда-то через зарегистрированную в ОАЭ компанию Bridge capital investments limited принадлежали племяннику Назарбаева.
В Жамбылской области в судебном порядке государству возвращено три незаконно приватизированных объекта на 1,7 миллиарда.
Олигархи, верните людям добро
И это далеко не финиш, ведь, как сообщили в Генпрокуратуре, они изучают более 8 тысяч актов правительства и судебных решений, в том числе о приватизации и отчуждении государственных активов в пользу олигополий.
Генпрокуратура внесла в Верховный суд 4 протеста по судебным актам, принятым в пользу олигархов. Их пересмотр предполагает возмещение государству ущерба на 30 млрд тенге.
И, судя по перечисленным Генпрокуратурой реализованных мерах, борьба с нечестно обогатившимися ведётся по всем фронтам и вне зависимости от размера олигополии.
К примеру, удовлетворен протест прокуратуры на судебный акт, по которому ранее за невозврат кредита в 2,6 миллиарда тенге Народному банку государство лишилось права собственности на санаторий «Казахстан», стоивший 12 млрд тенге.
Заставили доплатить 2,4 млрд.тенге за купленное за 601 млн тенге в 2019 году здание ТОО «Салтанат уйі». Как установили проверяющие, стоимость при продаже была существенно занижена.
В суд подан иск об отмене итогов конкурса по предоставлению земельного участка в Акмолинской области ТОО «Шанырак Агро». Как решили прокуроры, компания сына экс-министра по ЧС Максима Божко завладела земельными участками 249 пайщиков в Целиноградском районе незаконно.
Покопаться в архивах
Шерстят служивые и старые уголовные дела на предмет неконфискованных активов. Так, оказывается, у заочно осуждённого за создание ОПГ, растрату госимущества и уйму других преступлений Виктора Храпунова до сих пор не изъяты 8 земельных участков в ВКО.
Осужденный за попытку захвата власти экс-владелец шымкентского пивзавода Тохтар Тулешов незаконно переоформил на себя детский сад в Шымкенте и профилакторий в Сарыагаше.
У сбежавшего экс-главы АО «БИПЭК-Авто» Анатолия Балушкина комиссия планирует конфисковать 77 объектов недвижимого и 1000 объектов движимого имущества. Среди недвижимости Балушкина – базы отдыха «Рахмановские Ключи», «Нуртау» и «Порт Фортуна».
Ищите и найдёте
В общем, как выяснилось, чтобы вернуть государству когда-то «прихватизированное», даже не всегда надо в международные суды обращаться - многое припрятано в самой стране и служит источником повышенной прибыли владельцев. Чтобы понять, как именно, достаточно просто вспомнить депутатский запрос Азата Перуашева о деятельности АО «Центр транспортного сервиса»:
“Предприниматели приводят примеры, когда доставить груз за тысячи километров из Актау до Кокшетау обходится дешевле, чем затем его же с магистрали по подъездному пути подать до предприятия. Доходит до того, что заводам дешевле самим построить новые подъездные пути в обход "захваченных". Природа действий одна: ничего не создавая самим, облагать данью реальных производителей. Так, по расчетам бизнеса, каждое предприятие вынуждено платить монополистам до 100 млн тенге в год. При том, что на каждом подъездном пути находится несколько предприятий, как на участке "Промышленный" в Алматы, где расположены 38 заводов, отправляющих и принимающих тысячи вагонов. Только с этого участка монополисты собирают около 3 млрд тенге в год”.
Сегодня антимонопольный орган уже выявил факты пополнения незаконного монопольного дохода на 140 млрд тенге. Сейчас ведется анализ в нефтегазовом, фармацевтическом, транспортно-логистическом и других секторах экономики.
Работа в этом направлении, как заверили в комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов, будет продолжена.
Кому доверили
Напомним, возглавил эту новую структуру генеральный прокурор Берик Асылов, его зам в прокуратуре Улан Байжанов – стал и замом в комиссии. С ними борьбу ведут председатель Национального банка, заместитель премьер-министра - министр иностранных дел, заместитель премьер-министра - министр финансов, председатель правления Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына", председатель комитета национальной безопасности, председатель агентства по защите и развитию конкуренции; председатель агентства по регулированию и развитию финансового рынка, председатель агентства по финансовому мониторингу, председатель агентства по противодействию коррупции, министр внутренних дел и министр юстиции.
У каждого госоргана, естественно, свои задачи и функционал, но детального плана работ и методики выявления незаконно обогатившихся в публичном доступе нет.
По словам заместителя председателя комиссии - заместителя генпрокурора Улана Байжанова, приоритеты работы заключаются в выявлении условий, способствовавших сосредоточению больших средств в руках узкого круга лиц.
“Для этого следует делать акцент на аналитической работе, а внеплановые проверки проводить только в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом”, - подчеркнул он.
Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, для органов расследования подготовлены пошаговые алгоритмы, методики и образцы запросов по возврату похищенных денег из-за рубежа. По каждому делу разрабатывается отдельная стратегия, оперативно принимаются меры по заморозке активов в целях их последующего ареста. Для этого используются возможности подразделений финансовой разведки различных стран, а также зарубежные сети обмена информацией.
Кто поможет вернуть
Кроме того, налажено сотрудничество по возвращению похищенных активов с Всемирным банком и управлением ООН по наркотикам и преступности. Направлены запросы в Европейский союз, Турцию и ОАЭ о предоставлении информации по резидентам Казахстана (речь идет примерно о 340 гражданах), задекларировавших наличную иностранную валюту при въезде на их территорию.
Самый большой вопрос, который волнует граждан – а сколько, собственно, можно вернуть?
Пока комиссия прогнозов не озвучивает. По подсчетам международной организации Tax Justice Network, из Казахстана ежегодно утекает около 212 млн долларов. К концу 2021 года, на оффшорных счетах казахстанцами были размещены 45,7 млрд долларов.
Однако, как отмечал, приводя эти данные в депутатском запросе Азат Перушев, реальные цифры могут быть гораздо выше, ведь TJN считает только деньги, а казахстанцы любят вкладываться в недвижимость.
Так что, конечно, работы у комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов, ещё много. И сосем скоро помочь ей сможет каждый. Как сообщили в Генпрокуратуре, в ближайшее время будет создан веб-сайт, где помимо прочего появится раздел, через который каждый пользователь сможет направлять информацию по вопросам, касающимся возврата незаконно выведенных или припрятанных средств.