Пенсионная реформа в Казахстане: предложения экспертов прокомментировали в ЕНПФ

Тимур Ниталиев

ЕНПФ разъяснил вопросы касательно инициативы по реформе системы пенсионного обеспечения казахстанцев, передает Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Детали

Предложения экспертов по использованию минимальной зарплаты вместо прожиточного минимума в качестве единого социального стандарта для расчета и прогнозирования всех выплат в пенсионной системе и поддержанию расходов бюджета на пенсию не ниже 3% ВВП разъяснили в ЕНПФ. 

“Экспертами в отношении адекватности государственных пенсий в Казахстане отмечены следующие системные проблемы: риски снижения реальных доходов пенсионеров (вследствие постепенного уменьшения солидарной пенсии и при недостаточном росте базовой пенсии). Отсутствие устойчивого стандарта для расчета выплат в пенсионной системе”, - говорится в сообщении.

Что в будущем будет происходить с солидарной пенсией?

Солидарная пенсия (пенсионная выплата по возрасту), унаследованная от СССР и основанная на «солидарности поколений», назначается гражданам при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев по состоянию на 1 января 1998 года. 

“Ее величина также отчасти зависит от размера трудового дохода. Так как трудовой стаж до 1998 года уменьшается, размер назначаемой солидарной пенсии неуклонно снижается. В результате государственная пенсия граждан, выходящих на пенсию после 2040 года, будет состоять только из базовой пенсии”, - сообщили в ЕНПФ.

Как рассчитывается базовая пенсия?

“Базовая пенсия назначается всем гражданам, и ее размер зависит от их трудового стажа до и после 1998 года. В трудовой стаж после 1998 года засчитываются только периоды, за которые осуществлялись обязательные пенсионные взносы (ОПВ), включая также периоды ухода за детьми в возрасте до 3 лет (12 лет в общей сложности), за детьми с инвалидностью в возрасте до 18 лет и др.”, - говорится в сообщении. 

При этом базовая пенсия постепенно растет. 

Сможет ли в будущем базовая пенсия обеспечить адекватность пенсии?

“Сейчас солидарная пенсия составляет большую часть (около 2/3) от государственной пенсии. Однако с уходом солидарной пенсии размер государственной пенсии существенно снизится. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо обеспечить адекватный темп роста базовой пенсии, соответствующий темпам снижения солидарной пенсии”, - пишут в ЕНПФ. 

Что будет, если не учесть предложения? 

“По действующему законодательству расходы государства на базовую пенсию в будущем не смогут компенсировать снижение расходов на солидарную пенсию. В этом случае доля общих расходов на государственную пенсию снизится с текущих 3% до уровня ниже 1% от ВВП к 2050 году. Как было отмечено, это связано с тем, что выплаты солидарной пенсии снижаются и прекратятся после 2040 года, а размеры базовой пенсии растут недостаточно”, - говорится в сообщении.

Что предлагают эксперты:

- уменьшения доли и размеров солидарной пенсии;

- отставания в росте размеров базовой пенсии и ее индексации (индексируется только на прогнозную инфляцию).

- использовать МЗП (вместо ПМ) как единый стандарт в трудовой и пенсионной сфере;

- стабилизировать расходы на государственную пенсию (с учетом практики ОЭСР) не ниже текущих объемов (около 3% от ВВП).

“Предложения экспертов позволят стабилизировать долгосрочные расходы госбюджета на пенсии около 3% ВВП. Это важно в условиях объективного сокращения солидарной пенсии и подтверждается долгосрочными расчетами ЕНПФ”, - сообщили в ЕНПФ. 

Ранее сообщалось, что изъятия из ЕНПФ взлетели на фоне идеи запрета на досрочное снятие.