Кредиты должны быть доступны населению
Выступая с заключительным словом по законопроекту, председатель комитета по финансам и бюджету Сената Султанбек Макежанов выказал сомнения в том, что поправки в регулирование банковской деятельности пойдут на пользу как банкам, так и всей экономике Казахстана.
Он рассказал, что сенаторы выслушали профессиональное и экспертное сообщество.
- Руководители системообразующих банков и представители Ассоциаций финансистов Казахстана обратили внимание на то, что чрезмерное ужесточение регулирования может привести к снижению доступности кредитных ресурсов, к ослаблению инвестиционной активности и сокращению финансовых потоков в реальный сектор экономики, - заявил сенатор Макежанов.
Он и его коллеги считают, что по ряду норм законопроекта требуются дополнительные оценки макроэкономического воздействия.
- Как депутат, считаю важным обеспечить баланс между усилением надзора за банковским сектором и поддержанием благополучных условий для его устойчивого и стабильного развития, - резюмировал сенатор.
Что хотят сенаторы от мажилисменов
Согласно заключению Сената, необходимы:
- уточнение требований по соблюдению пруденциальных нормативов и лимитов при переходе (переоформлении) банка с базовой банковской лицензией в банк с универсальной банковской лицензией;
- уточнение правомочности фондовых бирж и клиринговых организаций в части выполнения указаний физических и юридических лиц по платежам и переводам денег;
- установление права филиала исламского банка – нерезидента Республики Казахстан осуществлять определенную инвестиционную деятельность;
- уточнение требований к лицам, являющимся или намеревающими стать членом совета директоров банка – независимым директором;
- дополнение нормой, исключающей взыскание банком у заемщика в бесспорном порядке денег и (или) ценных бумаг, находящихся в центральном депозитарии и (или) клиринговой организации, предназначенных для обеспечения завершенности расчетов по межбанковским платежам и (или) переводам денег, осуществлённым на территории Республики Казахстан с использованием платежных карточек;
- дополнение причин оставления без рассмотрения банками обращений заявителей случаями отсутствия в обращении индивидуального идентификационного номера или бизнес-идентификационного номера;
- распространение требований по банковской тайне на государственное казначейство и органы государственного казначейства;
- установление дополнительных случаев, когда не допускается установление временного ограничения на распоряжение имуществом, ограничений на совершение сделок и иных операций с имуществом, наложение ареста на деньги и другое имущество физического или юридического лица, находящиеся на банковских счетах;
- регламентация целей внедрения витрины данных, перечня информации, который она должна содержать, а также расширение круга лиц, обязанных защищать персональные данные и соблюдать банковскую тайну. Перенос срока введения в действие норм о витрине данных с 1 июня 2026 года на 1 января 2027 года;
- уточнение источника средств, предназначенных для урегулирования неплатежеспособного системно значимого банка.
Контекст
Законопроект «О банковской деятельности» был одобрен мажилисом в конце ноября. По заверению главы Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадины Абылкасымовой, документ является комплексной реформой казахстанского законодательства. Однако депутаты не единожды высказывали сомнение в некоторых пунктах законопроекта.
Больше всего споров вызвала норма о «коллективной» ответственности банков за долги системообразующих коллег, а также – норма о «поведенческом контроле». Эти нормы вошли в число отредактированных сенаторами.
Ранее мы подробно рассказывали о данном законопроекте и что именно вызывает опасения экспертов.