Хасен Кожахмет - бунтарь и борец за правду, политический узник, композитор и журналист, председатель ГДК «Азат» и коалиции «Қазақ елі» и участник декабрьский событий 1986 года. За Желтоксан был обвинён в нарушении национального и рассового равноправия и организацию массвых беспорядков – суд приговорил его четырем годам тюрьмы, но в колонии строгого режима он отсидел два года.
Хасен Кожахмет убеждён, что события 36-летней давности так сильно испугали советскую власть, что тот страх до сих пор не позволяет расследовать трагедию, которая произошла в Алма-Ате в 1986 году. В интервью главному редактору Ulysmedia.kz Самал Ибраевой он объяснил, почему новая власть тоже не стремится эту историю сделать достоянием народа.
Мы провели опрос и выяснили, что новое поколение почти ничего не знает о декабрьских событиях. Вас это удивляет?
- Было время, особенно после провозглашения независимости в 1991 году, когда тех, кто был осуждён за декабрь, приглашали в школы и университеты – тогда у людей чувствовалось огромное желание узнать правду. Но очень скоро этот интерес сошёл на нет. Сейчас уже никто не звонит, не приглашает и не просит рассказать, что мы видели и пережили.
А как вы это объясняете, какие причины – ведь это наша история и вы как раз то поколение, которое её создавало.
- Всё зависит от власти. И если бы она сказала, что это должна знать молодёжь, это поможет выстроить новую идеологию, то, конечно, Желтоксан бы забвению не предали.
Назарбаев не приветствовал разговоры на тему декабрьских событий. Вы знаете почему?
- Тогда Назарбаев был председателем Совета министров - в каком-то смысле - премьер-министром. Он не мог быть в стороне от подавления этого восстания. Когда мы получили независимость, он понимал, что запретить говорить о декабрьском бунте нельзя – можно спровоцировать новый. Поэтому сначала он открыл немного пропаганды, чтобы не разочаровать население. А потом постепенно эту тему закрывали, пока не закрыли совсем. То есть добились своей цели – молодежь об этих событиях почти ничего не знает. А почему это произошло тоже понятно – сам Назарбаев это всё и организовал, поэтому, зачем ему нужна эта память – она только мешала.
Нам много лет доказывали, что митинг был стихийным, у вас другая версия?
- Они организовали - население не может само подняться. За восстанием должен кто-то стоять. Тот, кто контролирует и организует народ, кто имеет средства и находит оружие. А простой народ может возмутиться и разойтись. В декабре народом воспользовались.
А вы сами зачем пошли на площадь?
- К вечеру мы услышали, что Кунаева убрали. Москва прислала в Казахстан человека по имени Колбин. Назарбаев не сопротивлялся. Мой брат Курмангали тогда работал в симфоническом оркестре, он мне сказал - позор, во всех республиках сидят люди своей национальности, а казахами будет руководить русский. Он знал, что я уже был осуждён за национализм и создание партии «Жас қазақ», в 19970-1972 годах-за обращение «Оян қазақ» и поднятие языковых вопросов. И предупредил, что если пойду на площадь – опять попаду в тюрьму.
Но не мог я остаться в стороне, отсидеться дома – поэтому и пошёл на площадь. Там было человек сто. Возле телецентра были люди – они объяснили, что народ протестует против назначения Колбина. Редактор Жаркын Шакарим предложил пойти посмотреть. Это было 17 декабря утром. 16-го вечером только стало известно, что Колбин назначен.
На транспарантах были надписи что-то вроде - пусть не искажается национальная политика Ленина. В тот момент со стороны ЦК прибежал кто-то в костюме. Должно быть один из руководителей.
- Что вы делаете, - обратился он к нам.
На площади была только молодежь?
- Нет. Мне тогда было 38, были люди постарше. Молодых было мало, кто бы их организовывал, кроме компартии и комсомола? Поэтому никто кроме правительства собрать толпу на площади так быстро и не смог бы. В каждом учреждении и вузе были агенты КГБ. Впрочем, как и сейчас. Это они за одну ночь всех собрали, транспаранты подготовили и команду дали идти на площадь – больше некому было провести такую работу – только правительство могло.
Мухтар Шаханов, Олжас Сулейменов были на площади?
- Мухтар Шаханов тогда был в Москве, проводил поэтический вечер - на площади никого не было – Олжаса тоже. Была Роза Багланова – она уговаривала всех разойтись. Были провокаторы. Уже на следующий день начались аресты. Известно уже, что хотели провести показательную операцию, но неожиданно ситуация вышла из-под контроля.
После событий создали комиссию под руководством Шаханова. Почему доверили расследование именно ему?
- Я написал фельетон – как трое в Кремле – Горбачев, начальник КГБ и Назарбаева организовали протесты в Алма-Ате. А потом народ пришлось усмирять с помощью армии. Не ожидали, что казахи могут быть настолько непокорны и недовольны! А кто организовал, комиссия так и не сказала. И мочат до сих пор – потому что нечего сказать в своё оправдание – сами организовали беспорядки. Да и что мог расследовать Шаханов – человек с двумя классами образования?
Люди погибли – на ком кровь?
- На Горбачеве и Назарбаеве. Спустя полтора года отношение к событиям стало меняться – меня освободили через два года и два месяца, перед нами власть даже начала оправдываться. Почему? Опять повторю – потому что власть сама это всё организовала. Приведу пример - весь мир знает имя Нельсона Манделы – он много лет отсидел в тюрьме, а затем дважды его избирали президентом - он получил Нобелевскую премию. Меня, несмотря на то, что я столько лет борьсь за свою страну и свой народ - никто не знает. Потому что я мешаю власти – и это она со мной борется и создаёт липовую оппозицию и комиссии, в которых агенты КНБ расследуют политические события.
Вы же создавали партию, общественное движение, баллотировались в президенты, то есть были в политике.
- Опять вспомню 17 декабря – появились солдаты, которые никого не жалели - ни парней, ни девушек. Я подумал, что нужно собрать больше людей на площади. Поставили ультиматум – не испугались, пришлось драться с милицией, потом пошли к аэровокзалу – там собралось около двух тысяч человек. Там всех и схватили, и меня в том числе. За это я получил четыре года строгача. Никогда власть не допустит к управлению таких как я – бунтарей, ей нужен покорный народ.
Пострадвашим в декабре 1986 года ежегодно выплачивают по 150 тенге?
- Да, так страна расплатилась с нами – за сломанные судьбы, за смерть и годы, проведенные в тюрьме. Мы не вписались в сценарий независимости. В 1986-м мы боролись с диктатом Москвы, прошло 36 лет, а наше руководство до сих пор ездит за советом в Кремль. В Казахстане нет ни закона, ни желания поддерживать тех, кто боролся за независимость. Есть закон по репрессированным Сталиным. Он распространяется и на нас. Но они жертвы, а мы борцы! Где справедливость? К слову, я в прошлом году болел коронавирусом, никто не искал и не интересовался, с днём рождения поздравил только Серик Абдрахманов.
Что значат декабристы для современной оппозиции?
- Ничего. У меня – диссидента и оппозиционера есть однокомнатная квартира и пенсия. У них есть всё - штаб-квартиры, связи, деньги. Они кричат, что они оппозиционеры и националисты. Что они сделали, чтобы так себя называть, чем рисковали и что за это отдали?!
Аблязов тоже говорит, что он оппозиция...
- Аблязов зовёт на митинги, а я на них хожу. Три года назад предложил ему оказать нам помощь – оплатить аренду офиса Надо же где-то собираться, обговаривать требования, писать программы. Обещал подумать – до сих пор думает. Мне кажется, он притворяется политиком - просто играет эту роль.
Чтобы вы посоветовали молодым?
- Никогда нельзя доверять власти. Все провокации в истории устраивают сами власти. Например, при Сталине убили Кирова. Вождь народов обвинил его в клевете и наказал тех, на кого якобы он клеветал. Народу нужно уже учиться отстаивать свою правду. Наши предки сохранили нам землю – кому она сегодня принадлежит? А мы молчим – не сопротивляемся. Почему не спрашиваем у власти как она собирается дружить с НАТО и Россией? Мне 74 года, но я не могу молчать, я должен бороться за наш язык, который может исчезнуть. Нам казахам есть, что защищать, поэтому очень больно наблюдать равнодушие ко всему этому и у молодёжи, и у тех, в чьих руках власть, и у оппозиции. Нам как воздух нужна идеология национального единства. А мы станем настоящей страной, если только объединимся и научимся сами решать свою судьбу.
С чего начать?
- Необходимо создать комиссию, которая изучит декабрьские события – она должна быть народной комиссией. Не Назарбаев или Шаханов, а именно народ должен расследовать то, что произошло в 1986 году. А Назарбаев пусть или подтвердит мои слова или опровергнет.
Смотрите полную версию интервью Хасена Кожахмета на YouTube-канале Ulysmedia.kz