Власть хочет забыть январь: как система превращает поэта в политика

Самал Ибраева

Январь, Назарбаев, Новый Казахстан, современная политика, религия и язык - у поэта-имповизатора Рината Зайытова на всё это свой взляд, который не всегда устраивает окружающих. Знаменитый казахстанский спорщик в эксклюзивном интервью главреду Ulysmedia.kz Самал Ибраевой поделился своими мыслями о перезагрузке Казахстана.

Ulysmedia

Вы знаете, что вас иногда называют политиком?

-    У нас принято считать, что если человек открыто высказывает свои мысли, значит он занимается политикой. Это советское наследие – сказал, что власть не права и уже герой. А у нас вот так, как только появляется тот, кто умеет размышлять и говорить, мы их сразу делаем политиками. Это беда нашего современного общества – нам кто-то должен сказать, направить и подтолкнуть. В результате - все мы пленники чьих-то мыслей.

Но сейчас другая идеология – разве мы не сами выбираем, кого слушать?

-    Это идеология, которая существовала во все времена. Любая власть не стремится стать сознательной, поэтому свои вопросы решает с той стороной, которая ей выгодна. Дальше будет то же самое – это уже доказала история. А народ, он ко всему привыкает и, самое страшное, становится равнодушным.

Был ведь январь, неужели вы не увидели, что народ уже не смотрит на происходящее равнодушо.

-    Посмотрим. Не сомневаюсь, что теперь в памяти народа будут постоянно находиться слова – да, в январе мы это сделали.

А как вы думаете, те, кто организовал январскую бойню, они уже в тюрьме?

-    Нет. Наоборот – они растворились в пустоте. Знаю только, чтобы так всё организовать, нужно много сил и огромные ресурсы. Мне удалось встретиться с несколькими должностными лицами и я им говорил, что нужно амнистировать участников января, организаторов ведь уже нет в Казахатане! Но наша система сформированная за 30 лет, теперь потребует не менее 30 месяцев, чтобы переключиться. А ещё, не забывайте, мы нация, которая не может найти середину, поэтому у нас, если ты за религию – ты ваххабит, если против религии – ты атеист, если сказал слово против власти – ты опозиционер! Как научиться жить не убивая быка и телегу, взвешивать всё с умом, настаивать на том, чтобы со всеми советовались, независимо от сорта людей и места нахождения в обществе? А нужно – ведь мы хотим построить новый Казахстан – новое общество, и мы должны прийти к этому.

Вы говорите, что встречались с должностными лицами, скажите, власть начинает меняться?

     - Мне кажется, что она хочет поскорее забыть январскую трагедию. А я думаю, что граждане не должны этого допустить. Как мы можем забыть обо всем и продолжать жить дальше, как будто не было ничего? Можно же было цветы положить, вспомнить, поклониться – столько жертв, крови – а у нас все боятся – не знают, чем это может закончиться.

Может быть стоит подумать о политике и открыть свою партию?

-    Надо быть реалистом. Сейчас открыть партию - одна беда. Нужно убедить людей, решить вопрос с финансированием, написать программу, но даже, если всё это сделать – попробуйте зарегистрироваться! К примеру, я не знаком с Болатом Абиловым, но он движующая сила в обществе. Пусть будет Абилов или другой. А мы остановились и  упёрлись в одну точку зрения. Вот я, кстати, вспомнил Бекболата Тлеухана, я его хорошо знаю и мы с ним часто общались и спорили. Он ведь наверняка знал, что будет в январе и просто ушёл. А мог бы предупредить – вот ребята, что происходит, будьте осторожны.  Или Жанболат Мамай - если он невиновен, то почему сидит, если виновен – почему не объяснят – в чём? Это всё политика, где каждый хочет доказать свою точку зрения, а я думаю, нужно немного успокоиться. Давайте на выборах определять, кто хороший, а кто плохой. Не стоит думать, что народ глупый и не разберётся.

Но ведь у нас своя политическая история – в нашем парламенте люди, которым тоже на выборах доверили.

     - Да, печальная история. Опять хочу напомнить Бекболата Тлеухана – он же не только был депутатом, он же ещё и человек. В декабре ушел по собственному желанию из парламента – это как оправдание того, что не хотел участвовать в январских событиях, но то, что не предупредил... Я не собираюсь его обвинять или жалеть, это теперь наша история, с которой нам жить. Сколько людей ушло во время январских событий, а он мог бы им помочь.

У вас со многими непростые отношения, с тем же Бекболатом Тлеуханом. На что он обижается?

-    Не знаю. Наверное, есть какая-то обида. Я думаю, здесь на первом месте вопрос религиозности. Потому что нам - и ему и мне-казаху и делить-то нечего. Я сам не религиозный человек и в моём понимании, поклонение Богу и служение религии – это две разные вещи. Я против того, чтобы религии проповедовались на открытых телеканалах, пусть каждый человек для того, чтобы обогатиться Богом, идёт в мечеть, церковь или синагогу. Мы знаем - есть Бог, который нас создал, который сказал не убивай и не укради. И я не знаю, можно ли сказать, что человек, который держал в руках бутылку, отращивал бороду и  говорил «Альхамдулиилле», стал святым. Скорее всего была проделана ужасная работа, чтобы ввергнуть нас в это состояние и перевернуть мозг религией.

Как это произошло, кто постарался привить эту культуру, которая многим из нас кажется странной?

-    В моём детстве ещё появился День святого Валентина или день всех влюбленных. Потом мы узнали, что он гомосексуалист, а не девушка Валентина и подумали: «Ой бай, что мы делаем». Вот и все, что в наше сознание вкладывают, а мы поглощаем.

Мне кажется, всё это связано с отсутствием национальной идеологии. Идеологии нет.

     - В первую очередь, нет языка. Язык должен быть на уровне понимания всеми. Но если оставить в Конституции только один язык, то начнётся шум, а в группу недовольных войдут и наши русскоязычные казахи. К ним присоединятся тысячи мигрантов россиян. Хорошо, давайте не будем это трогать, но ведь у нас есть шанс, есть ресурс, есть возможность. Организуйте конкурс на исполнение стихов Абая среди других национальностей и дайте 500 тысяч призов. Именно так мы можем показать красоту казахского языка и заинтересовать наших детей.

А кто мешает это сделать?

    - Нет, никто не мешает. Но, к примеру, у нас много лет выделялись деньги на развитие языка, а чем это закончилось? Пусть кто-нибудь скажет мне, что в результате казахский язык достиг какого-то уровня развития? Помните, на каком языке снимали первый казахский сериал «Перекресток»? На русском. Вот и делайте выводы, почему у нас с языком получилось так... как получилось.

Сейчас о себе заявляют новые люди – Санжар Бокаев, Жанболат Мамай. Может быть у них получится изменить систему?

     - Пусть кто-то поддержит Санжара Бокаева, кто-то - Жанболата Мамая или Булата Абилова, Ермухамета Ертысбаева. Пусть пробуют, главное, чтобы были новые люди без опыта старой власти. Почему у нас сейчас все хотят работать в прокуратуре, таможне или акимате? Это места, где есть деньги, вернее возможность получить больше, чем положено. Пока это не изменим, не стоит и не мечтать о Новом Казахстане.

Как тогда живут обычные люди, их всё-таки больше?

     - Что сделали казахи за 30 лет, что открыли? Рестораны, сауны? Производства нет. С надеждой смотрим в сторону Китая, России и Турции. Что они могут дать? Сколько заводов у нас было, а сейчас что? Только об инфляции и ценах говорим. У нас, между прочим, на первом месте вопрос, что пить и что есть.

Народ живёт в долг, у миллионов казахстанцев есть просроченные кредиты.

     - Что-то случилось с людьми – берут взаймы на свадьбу, на обучение, на одежду. Просто же – сделать это через тот же банк Каспи. И я не удивлюсь, что скоро через Каспи мы будем покупать хлеб, масло и молоко! Вот вам и прогресс!

Я была в одной деревне недавно, там люди говорят, что уже давно не покупают сахар – живут в режиме такой жесткой экономии.

-    Я помню, как тяжело было в начале двухтысячных – денег не хватало, чтобы купить обувь детям, сейчас приходится экономить на сахаре. Недавно я получил письмо с просьбой передать Деду морозу, чтобы прислал кроссовки, а ещё одно письмо – дать денег на лечение девочки с больной почкой. Вот всё это и выходит на улицы, когда становится совсем невмоготу. Сейчас все надеются, что ситуацию в стране изменят те, кто учился за рубежом, кто не знает язык и свои корни – не знаю, что у них получится. Мне кажется, что пока мы не воспитаем новое поколение, надеяться на лучшее бесполезно.

На национальную культуру ставку не делаете?

     - Возьмём айтыс, который в Казахстане спонсирует главная партия и подпускает к нему только тех, кто угоден именно ей. Не хотят слышать правду, естественно у народа к айтысу интерес падает – чувствуют ложь. Раньше на айтыс во Дворце республики не хватало билетов, а сейчас не можем заполнить театр Алатау.

Как вы относитесь к Назарбаеву?

    - Нельзя ответить однозначно на этот вопрос, я думаю, что, конечно, он злится, но сам всё сделал своими руками. Хотя он тоже человек, и наверняка хочет спокойно уйти из жизни.

Токаев сможет сделать выводы из ошибок Назарбаева?

     - Рядом с Токаевым много людей из старой системы, их не отличает откровенность, мы не знаем, хотят они ему помочь или нет.

Что для вас – Жана Казахстан?

-    У нас много ожиданий, но пока нового Казахстана мы не видим. Новый Казахстан, в моем понимании, это новый шанс для людей. Все механизмы остались старые, смогут с их помощью вернуть украденные деньги из-за рубежа? Не знаю. Пока у нас разговоры только о России, которая нас всё время почему-то спасает.

А вы сами хотите помочь президенту и поддержать его?

     - Думаю, что уже помогаю. Мне же не нужно, чтобы он меня устроил на работу, если его намерения востановить страну – я рядом, если я начну в этом сомневаться – буду против. Но выбор за ним.