О Назарбаеве, о партии и о себе: зачем блогеру Танирбергену депутатский мандат

Самал Ибраева

Бывший лидер молодёжного крыла правящей партии, бывший актер, бывший депутат мажилиса ныне председатель ОО “Бауырлас”, популярный блогер Танирберген Бердонгар решил ещё раз получить депутатский мандат но уже как независимый кандидат. Главреда Ulysmedia.kz Самал Ибраеву он удивил своей откровенностью и честностью - в интервью рассказал о своём кумире Назарбаеве, поделился версией, почему нижняя палата превратилась в машину для голосования, объяснил свою уверенность в том, что самовыдвиженцы смогут заставить законодательную ветвь власти работать на благо народа и почему молодым не место в парламенте.

Ulysmedia.kz.

   -  Сейчас я уже не так молод и красив, но зато к 47-ми стал гораздо умнее. В парламент решил вернуться только после того, как в Казахстане изменились правила игры – то есть появилась возможность баллотироваться не только по партийному списку, но и одномандатным округам.

    - Когда ты приходишь в парламент по партийным спискам, партия определяет твою политику поведения и даёт установки - какой запрос можно задать министру и какой позиции при голосовании придерживаться. В отличие от других депутатов, меня люди на улице узнавали и прямо спрашивали, почему я не поднял тот или иной вопрос. А я им объясняю, что я депутат от партии и имею право действовать только в рамках фракционной политики.

Сейчас мы на собственный авторитет опираемся и за свои деньги баллотируемся, убеждаем людей за нас проголосовать на выборах - это огромный демократический шаг. Если люди за меня проголосуют и доверят свою судьбу – я смогу их вопросы озвучивать без согласования с кем-либо.

То есть вы верите в Новый Казахстан, в новые правила и в то, что у нас будет рабочий, а не голосующий мажилис?

    - Когда все спрашивают Токаева, где Новый Казахстан, надо понимать, что в жизни ничего не происходит по щелчку. Для Нового Казахстана нужны новые казахстанцы, а они в ночь переизбрания президента сразу не родятся, нужно чтобы в нашем сознании произошли изменения. Сейчас всё меняется – вспомните, в старом скептически относились к выборам, была проблема с явкой, когда люди не приходят голосовать - это очень плохой показатель и говорит он о том, что они не верят власти. Вы увидите 19 марта статистика по явке изменится, потому что люди начинают верить, что от их голоса что-то зависит и они придут на участки.

Как вы попали в нижнюю палату парламента в 28 лет?

    - Началось всё с расклейки плакатов кандидата Назарбаева на президентских выборах в 1999 году. Тогда люди шли голосовать с настроением, да и президент был совсем не таким, как в 2019-м. Я, молодой тогда человек, искренне поверил, что не могу быть ведущим музыкальных эфиров, а могу принять активное участие в политической жизни страны. Тогда я пришёл к председателю партии Отан и предложил создать молодёжную организацию - Жас Отан. Но моё предложение никого не заинтересовало. Потом был сериал «Перекресток» - я стал узнаваемым и мне предложили, чтобы привлечь избирателей войти в партийные списки. Тогда странная сложилась ситуация, в парламент прошли 10 человек, я один остался на скамейке запасных и понял, что меня просто использовали, чтобы молодежь проголосовала.

И как решился вопрос, как вы всё-таки попали в парламент?

    - Жармахан Туякбай заявил, что уходит в оппозицию – он освободил место человеку, который искренне хотел перемен в стране и имеел юридическое образованием - то есть мне. Но это была огромная неожиданность и шок – представьте, 28-летний парень заходит в парламент, а полицейские, которые раньше на него с подозрением смотрели, отдают ему честь. Но признаюсь, я тогда не был готов к тому, чтобы со всей полнотой ответственности погрузиться в законопроекты.

А была какая-то инструкция, вот ты теперь депутат и тебе это можно, а это нельзя?

    - Как правило об этом открыто не говорят. Первым делом мне принесли огромную кипу документов, сказали, что это СРП ознакомьтесь. Оказалось, что это соглашение стран прикаспийского региона по определению границ и добыче углеводорода. Над одной поправкой я работал месяцы, у меня даже зрение испортилось, но в итоге я вник – правда на это потребовалось 10 лет. Теперь я знаю, для полноценной работы в парламенте требуется много времени либо огромный жизненный опыт. Поэтому верен, что в парламент должны приходить люди среднего возраста – когда ты активен и здоров, но уже обладаешь достаточным опытом.

А вам прямо говорили, за что голосовать и как?

    - Меня больше всего обижало, когда приходит министр в парламент, и чтобы не попасть впросак, через своих людей знакомым депутатам вопросы, на которые он хотел бы отвечать. А когда ты в лоб начинаешь задавать неудобные вопросы, одно дело не ответить и убежать в лифт перед журналистами, другое дело, когда ты на трибуне перед остальными депутатами и перед всем Казахстаном дискредитировать себя.

Были конфликты с кем-то из-за вашей непокладистости?

    - В политике открытых конфликтов не существует, но вы же знаете наш менталитет, нашу культуру - человек тебе в глаза ничего не скажет, но очень много может сделать, против тебя, чтобы ты потом просто не встал. И это гораздо страшнее.

А вам не бывает стыдно за ошибки и законы, которые вы пропустили?

    - У депутата узкая специализация, он делает поправки в один законопроект и то не полностью, потому что государство даёт депутату только одного помощника. Но сейчас я очень жалею, что тогда я на свою зарплату в миллион тенге не нанял грамотных юристов, чтобы делать нормальные законы – тогда люди бы не предъявляли претензии и не нужно было бы извиняться. Это моё главное сожаление.

Мажилис стал каким-то органом лоббистов, который защищает интересы олигархов – о проблемах населения там и речи нет.

Я был в комитете по экологии, поэтому могу сказать, что не уверен, что политического влияния госпожи Сулейменовой хватит на то, чтобы продавливать многие моменты.

Зато она, наверное, не коррупционер.

    - Многие думают, что раз ты министр, то всё сможешь, на самом деле это не так. Ему все палки вставляют – и замы, и сотрудники, которые не могут материал подготовить. Министром должен быть политически значимый волевой человек, который может вопросы по экологии лоббировать. Я не уверен, что условно у той же Сулейменовой хватит политической воли и авторитета, продавить вопрос по утильсбору - камень преткновения, сейчас они собираются в какую-то структуру, которая в отличие от предыдущей структуры даже эти деньги не тратит, а просто аккумулирует.

Деньги же ушли на автокредитование, экологи возмущались тем, что эти деньги не по назначению отправили.

    - К примеру, нефтяники платят Мангистаускому региону деньги, куда они уходят - на набережную, вместо того, чтобы бороться с загрязнениями, развивать флору и фауну. И алматницы и все остальные не знают, куда уходит этот бюджет, потому что он не прозрачен. Когда придут депутаты по одномандатным округам - у них будет возможность самостоятельно вызывать на ковер министра или акима и спрашивать с них отчет за каждый потраченный тенге.

У вас же было 12 парламентских лет.

    -Тогда они были в рамках партийного списка, я играю в команде, я не могу, играя в команде с логотипом Барыс идти против своей же команды и забивать голы в свои же ворота, когда ты входишь в определенную партию, ты подчиняешься фракционной дисциплине.

А Назарбаев – вы знакомы? Он же был когда-то прост и доступен?

   - С Нурсултаном Абишевичем виделся на мероприятиях, может даже перекидывались какими-то словами. Он у меня оставил впечатление очень хорошего руководителя и лидера, потому что он, несмотря на свой статус, старался со всеми общаться, уделять внимание, улыбнуться, хорошо выступал как оратор, особенно на казахском языке, был просто мощный и сильный. Когда произошла эта трансформация, я думал, когда это все произошло, потому что молодой Назарбаев для меня был кумиром.

В 90-х в нас всех жила вера и надежда, что в нашей стране в ближайшее время все поменяется, и я думал, почему мы не заметили изменения, кто в этом виноват, конкретно Назарбаев или мы все? Мне кажется что любой человек, который попадает в эту систему государственной власти, он становится заложником народных интересов и превращается в лжеца. Допустим, Казахмыс, Арселор - зачем в своё время Назарбаев взял это в свои руки? Просто, чтобы иметь возможность влиять на политические процессы в стране, потому что, если он был бедным президентом, его бы быстро снесли.

А когда ты начинаешь обогащаться, этот уровень понимания окружающего происходящего стирается, вокруг тебя появляется куча людей, которые говорят тебе комплименты, начинают советовать что-то… Поэтому я поддержал, что у нас президент может избираться только один раз на 7 лет.

Может просто надо вовремя уходить?

   - Да, это знает любой исполнитель на эстраде - надо уходить красиво, в своё время и на самом пике.

Как вы думаете, а власти выгодно, чтобы у людей была своя позиция?

    - Любой власти в любой стране всегда невыгодно, чтобы народ был политически грамотен, а народ в большинстве своем не стремится, чтобы как-то активничать, возвращаясь к нашему вопросу про Назарбаева, я уверен, что каждый народ он достоин своего президента, может он в последние свои годы сейчас подвергается критике потому что он сказал, если вы хотите чтобы я тут Америку построил, где мне взять столько американцев? то есть вы хотите жить в демократической стране с выборами, где мне взять этих американцев, которые придут и будут голосовать в  предвыборных участках, в момент демонстрации не будут жечь здания, а будут как белорусы стоять там долго на площадях и не уходить.

Ни один депутат парламента в январе не вышел к людям, после тяжелых событий мы ожидали, что депутаты публично извинятся и уйдут. Но они единодушно отменили свои же законы о Елбасы, переименовали опять Нур-Султан в Астану – как это можно объяснить?

    - Несмотря на то, что я являлся поклонником молодого Елбасы когда этот вопрос переименования возник, я написал пост, что не поддерживаю, но, видимо, политики в погоне за определёнными целями, вынуждены в какой-то момент идти на сговор с собственными убеждениями.

А вас не пугало присутствие имени Назарбаева везде – улицы, аэропорт, школы?

    - Это меня не пугало, потому что я всегда называл Астану Астаной, а не Нур-Султаном.

А вы до сих пор фанат Назарбаева?

   - К сожалению, нет. В какой-то момент я даже не знаю, когда что-то поменялось в нашей стране, что-то поменялось в президенте Назарбаеве и во мне лично.

Назарбаев - президент своего времени, он сын своего народа, и народ, видимо, не настоял на том, чтобы он ушёл во время. Он оказался заложником обстоятельств, а мы как народ не проявили сознательность и не настояли на своих правах. Стало чуть ли не модой «вешать всех собак» на Назарбаева, поверьте моему жизненному опыту, сейчас пройдет период Токаева и на него тоже будут вешать всех собак,

Мы, прежде всего, сами должны попрощаться со старым Казахстаном внутри себя, отпустить его, мы ради наших детей должны переехать жить в Новый Казахстан, а для того, чтобы туда переехать и его поменять, нужно прежде всего менять самих себя.

Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Ulysmedia.kz.