К первому расширенному заседанию после своего переизбрания, глава государства готовился явно не по бодрым отчетам чиновников. Поскольку такое фиаско по всем направлениям казахстанской действительности из докладов министров и, тем более, акимов, даже представить невозможно.
Слушая речь Токаева, невольно вспоминался опыт падишаха из «1000 и 1 ночи», который о реальной ситуации в стране узнавал, переодеваясь и странствуя по базарам столицы. Корреспондент Ulysmedia.kz с поправкой на современные реалии сделал вывод, что Касым-Жомарт Кемелевич провёл не одну бессонную ночь в соцсетях, читая комментарии казахстанцев.
Интересно, как, заслушивая хлёсткую речь Токаева, чувствовали себя акимы, из докладов которых на встречах с населением год от года становилось все ясней, что живём мы уже хорошо, хотя этого не понимаем, а будем жить еще лучше?
- За 11 месяцев текущего года рост экономики замедлился с 4,6% до 2,7%. Инфляция достигла исторических максимумов за последние 14 лет, составив 19,6%. Конечно, подобная ситуация самым негативным образом влияет на уровень жизни и доходов населения, - сразу рубанул президент.
Ну кто, скажите на милость, из наших чиновников осмелился бы озвучить «крамольную» статистику со всеми вытекающими? А Токаев жег напалмом.
- Народ ждёт реальных перемен, причём не в далеком будущем, а здесь и сейчас. Принят План действий по реализации Предвыборной программы. Все его мероприятия должны быть реализованы своевременно и в полном объеме. Работа каждого министра и акима будет оцениваться не на основе статистических докладов и отчетов, а по конкретным и ощутимым результатам.
Далее президент по полочкам, как для самых «одарённых», разложил когорте государственных менеджеров класса «А», что именно им нужно исправлять и улучшать.
Коммунальное чистилище
- Первое: решение вопросов жилищно-коммунального хозяйства. К сожалению, эти, по сути, бытовые вопросы, которые должны решаться на уровне сел и городов, вышли на уровень правительства. Различные ЧП в сфере ЖКХ стали обыденным явлением, - подчеркнул Токаев.
Как видно, к череде аварий в Петропавловске, Темиртау, Степногорске, Балхаше, Караганде, Актобе и Риддере, не вызвавшей особого беспокойства у акимов, министров и собственников, президент отнесся со всей серьезностью. Он отметил: коллапс в Экибастузе стал показателем того, насколько запущена ситуация в этой отрасли.
- Из-за безответственности чиновников, несостоятельности действующей системы надзора тысячи людей остались без тепла. Должностные лица рапортовали, что зиму мы пройдем в плановом режиме. Но мы видим, что происходит на деле.
Отдельно остановился Касым-Жомарт Кемелевич на ответственности собственника ТЭЦ и сетей. Присущая ему дипломатичность не всегда помогала сдерживать раздражение.
- Предложение продать государству за 1 тенге Экибастузскую ТЭЦ, износ которой превышает 90%, нуждается в экспертизе.
Глава государства предложил распределить затраты на компенсацию ущерба жителям Экибастуза между собственником ТЭЦ и республиканским бюджетом. А также сообщил, что правительству теперь предстоит комплексно рассмотреть и принять решение по каждому объекту критической инфраструктуры, где собственниками ничего не сделано за последние годы. А на местах такую же работу предстоит провести акимам регионов.
- Средний износ ТЭЦ по стране достиг 66 %, а в некоторых городах уже превышает критический уровень в 80 %, - озвучил Токаев глубину назревшей проблемы в энергетике, которую, по большому счету, не могли не знать главы регионов.
- Треть ТЭЦ отработало более полувека. В городах Риддер и Шемонаиха Восточно-Казахстанской области сети теплоснабжения и вовсе полностью изношены.
- Я неоднократно поручал правительству взять на контроль своевременную модернизацию энергообъектов. У акиматов тоже не получится самоустраниться, свалив все на правительство. Это ваши объекты, ваша зона ответственности, - предупредил президент.
По словам Касым-Жомарта Токаева, текущий план ремонтных работ на электростанциях исполнен всего на 76 %, а план по вводу новых мощностей – на 46 %. Сроки реализации фондом «Самрук-Казына» важнейших проектов - ГРЭС-1 и ГРЭС-2 в том же Экибастузе - сорваны. По итогам третьего квартала текущего года неосвоение средств по ним составляет 40 % и 93 % соответственно. Затягивается реализация проектов по улучшению экологии Алматы. Сроки модернизации действующих алматинских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 уже перенесены на год.
- Энергообъекты, находящиеся в государственной собственности, должны быть отремонтированы за счет бюджета, - дал прямое указание президент.
- А частные объекты нужно модернизировать за собственный счет в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции».
Он отметил также, что, помимо самих ТЭЦ, в плачевном состоянии находятся и тепловые сети.
- На сегодня более полутора тысячи километров тепловых сетей нуждаются в срочной замене и ремонте. Их средний износ превышает 75 %, а в городах Аркалык, Риддер и Шемонаиха сети изношены полностью. Правительству в течение трех лет необходимо решить данный вопрос. Согласно докладу Комиссии, речь идёт о 528 миллиардах тенге. Данные средства следует предусмотреть через адекватное бюджетное кредитование и тарифную политику.
По словам Токаева, в будущем проблемы грозят и с другой стороны.
- Более 5 лет не решается вопрос строительства и модернизации канализационно-очистных сооружений. Изначально проекты планировались реализовать через механизм ГЧП. Однако через пару лет правительство отказалось от этой идеи. Теперь речь идёт о привлечении бюджетного финансирования и займов. Заявленные планы так и не были реализованы. Теперь, вместо того, чтобы наверстать упущенное, правительство и акимы решили пересмотреть планы в сторону снижения и запланировали реализовать к 2025 году только 7 проектов. А по стране у нас 68 проблемных КОС.
Бедность – не порог?
- Улучшение социального самочувствия граждан - основным фактором роста инфляции остаётся удорожание продуктов питания по всем ключевым группам. Продовольственная инфляция превысила 24%. Реальные денежные доходы населения демонстрируют самые низкие темпы роста за последние пять лет, - только президенту хватило духу высказать то, о чём так долго шептался на кухнях народ - самозанятые на самом деле – это те же безработные.
- Почти 900 тысяч человек в стране числятся формально трудоустроенными, временно незанятыми, непродуктивно самозанятыми и безработными. Основной документ в этой сфере – это Программа повышения доходов населения. Её следует привести в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.
Касательно вопросов ценообразования, президент поручил правительству и акимам работать над снижением себестоимости продукции, устранением непродуктивных посредников, доступу к торговым сетям и дешевым оборотным средствам.
- Первые шаги сделаны – приняты Правила форвардного закупа напрямую у товаропроизводителей. Предусмотрено бюджетное финансирование. Вместе с тем, многие фермеры не имеют мощностей по хранению овощной продукции, поэтому вынуждены продавать напрямую её с поля. Результат – недополученные доходы сельчан и высокая сезонность цен на продукцию. Решение заключается в создании инфраструктуры хранения. Однако работа по снижению дефицита овощехранилищ идёт медленно.
По данным, озвученным Токаевым, в прошлом году было введено мощностей на 64 тысячи тонн при плане 83 тысячи тонн, или 77 %. В этом году ситуация получше – при плане 98 тысяч тонн введено мощностей на 87 тысяч тонн.
- Очень важно понимать, что в текущих условиях продовольственная безопасность – это базовое условие прогресса страны в целом. Развитие АПК и особенно сельхозпереработки должны быть приоритетом в деятельности Правительства и акимов, - подчеркнул президент.
Экономика должна быть!
- Далее перейдём к инвестиционной политике. По моему поручению сформирован единый пул инвестиционных проектов. Однако в текущем году реализовано всего 43 из 284 запланированных инвестиционных проектов – это всего 15 %. За этими сухими цифрами стоят десятки тысяч несозданных рабочих мест, миллиарды тенге, которые не начали работать на экономику.
Как оказалось, главе государства прекрасно известны причины таких провалов.
- Следует отметить, что министерство иностранных дел проводит достаточно эффективную работу по привлечению интереса иностранных инвесторов. Послы встречаются за рубежом, как говорится, «под ручку» привозят инвесторов к нам. Проблемы начинаются на стадии реализации, на местах. Одним словом, мы просто теряем инвесторов. Поэтому ещё раз подчеркну – сопровождение реализации инвестиционных проектов (земля, разрешительная документация, инфраструктура) – это зона ответственности акимов.
Токаев отметил, что на центральном уровне тоже нужны изменения. И дал поручение премьер-министру ещё раз обсудить вопрос на Совете по экономической политике и внести согласованное решение.
Затронув экономические проблемы, отдельно остановился президент на вопросах бюджетной политики.
- Правительству нужно достичь стабильности бюджета и избавиться от хронической зависимости от трансфертов из Национального фонда, - дал конкретное указание Токаев.
- Напоминаю, что через год начнется начисление половины инвестиционного дохода Национального фонда детям. Это означает, что все граждане будут пристально следить за состоянием дел в Нацфонде.
Он отметил, что сопричастность каждого к национальным богатствам – это не пустые слова.
- Хочу, чтобы и правительство, и Нацбанк осознавали это в полной мере. Напоминаю: в ближайшее 7 лет активы Нацфонда должны вырасти до 100 миллиардов долларов. Поэтому тратить из него надо меньше, а зарабатывать – больше. Причем проблемы с тем, чтобы «зарабатывать», очевидно, тоже имеют место быть. Инвестиционная доходность Фонда на порядок ниже аналогичных фондов других стран. Доходность Нацфонда за последние 10 лет составила 1,6 % годовых, тогда как доходность аналогичного сингапурского фонда – 6,4 %, норвежского – 7,5 %. Это наглядно демонстрирует значительную неэффективность со стороны уполномоченных на управление органов.
Токаев дал поручение Национальному банку совместно с правительством - внести предложения по совершенствованию управления Национальным фондом с учётом вышесказанного.
Как работать на земле
- Развитие сельских территорий. Как вы знаете, моим первым Указом в рамках новых президентских полномочий стало поручение разработать Концепцию развития сельских территорий. Следующий год пройдет под эгидой повышения благополучия и качества жизни сельчан. К разработке Концепции следует максимально привлечь экспертов, аграриев и общественников на местах.
О необходимости возрождения села говорилось много и на всех уровнях. Но реальных подходов к решению образовавшихся проблем раньше «наверху» не звучало. Только утопические «прожекты».
- Земля – это основной источник дохода сельских жителей. Вместе с тем дефицит пастбищ вокруг сельских населенных пунктов сохраняется. Он составляет около 8,8 млн гектаров. По моему поручению возвращено в государственную собственность около 5,2 млн гектаров сельхозземель, в основном пастбищ. Теперь правительству совместно с акиматами регионов следует создать мониторинговую карту распределения земель для удовлетворения потребностей сельчан в пастбищах, - указал Президент.
И тут же озвучил проблемы в этом секторе экономики.
- Не выполняются планы в рамках Национального проекта по развитию АПК. К примеру, при плане по вводу 65 проектов по переработке сельхозпродукции, фактически введен только 31 проект. Планировалось запустить 7 птицефабрик мясного направления, введены 3, по производству рыбной продукции вместо 11 проектов введено лишь 7.
Токаев дал правительству поручение полноценно реализовать все проекты, чтобы обеспечить страну основными видами продуктов питания. И сообщил, что со следующего года будет запущен казахстанский проект по развитию сельскохозяйственной кооперации с выделением одного триллиона тенге, которым будут охвачены более миллиона сельчан.
- Ожидаются изменения и в социальной сфере в сельской местности. Запускается новый проект по модернизации сельского здравоохранения. Будут построены порядка 700 новых медицинских объектов, модернизированы 32 многопрофильные районные больницы. На это мы выделяем более 200 миллиардов тенге.
Токаев обратился к акимам регионов, предлагая показать себя в деле.
- Регионы остро нуждаются в решении инфраструктурных проблем. Нехватка жилья, высокий износ систем тепло-, энерго- и водоснабжения, некачественные дороги – эти проблемы известны всем. Сегодня здесь присутствуют акимы регионов, включая вновь назначенных. Вам оказано большое доверие и предоставлена уникальная возможность преобразовать вверенные области и города в «сильные регионы» с высоким качеством жизни. Нужно работать усердно.
Декредитацию – в массы!
- Кредитование экономики и снижение закредитованности населения. Я уже не раз говорил о необходимости расширения кредитования реальной экономики. Бизнес остро нуждается в доступном финансировании. По моему поручению выработан пакет срочных решений. Он направлен на решение системных проблем в этом секторе.
Президент выразил уверенность в необходимости реформ в обозначенных сферах. В частности, что касается потребительского кредитования и возросшего числа проблемных кредитов, что он предложил «снизить градус» чрезмерного потребительского кредитования.
- Сегодня объём проблемных кредитов достиг полутриллиона тенге. Более миллиона людей уже не в состоянии оплачивать взятые на себя обязательства. Многие из них, доходя до отчаяния, вынуждены брать новые кредиты, чтобы погасить старые. Поэтому с 1 января 2023 года должен заработать Закон «О реабилитации и банкротстве физических лиц.
Помимо этого, глава государства заявил о необходимости более жестко регулировать беззалоговое онлайн-микрокредитование. И изучить опыт стран, в которых на него введен полный запрет.
- Нужно продумать механизм «ограждения» заёмщиков, имеющих просроченную задолженность более 90 дней, от принятия новых обязательств. В ближайшее время мною будет подписан соответствующий Указ.
По словам Токаева, предполагается также расширение права вкладчиков ЕНПФ по передаче до 50% своих пенсионных накоплений в частное управление. Это, по м нению президента, создаст «длинные деньги», необходимые для кредитования бизнеса.
Ближе к народу
В шестом и седьмом блоках своей речи Касым-Жомарт Токаев коснулся проблемы неэффективности нынешней системы государственного управления.
- Как показал анализ, проведенный администрацией президента, почти половина функций правительства сводится к формальному коллегиальному одобрению отраслевых решений, разработанных уполномоченными госорганами. В тоже время у правительства иная функция – оно должно координировать и руководить. В рамках новой административной реформы необходимо модернизировать нормотворческую практику и осуществить децентрализацию функций между уровнями государственного управления.
Токаев поручил правительству провести системную ревизию законодательных актов, сохранив на уровне законов только ключевые задачи и полномочия государственных органов.
Затронул он и вопросы кадровой политики, которая теперь должна базироваться сугубо на принципах меритократии и профессионализма. А также сообщил о пересмотре некоторых ранее проведенных реформ, внедрение которых не принесло ожидаемы результатов.
- В текущем году в рамках работы по снижению численности госаппарата и оптимизации руководящего звена в регионах сокращено количество заместителей акимов, установлен лимит – не более трёх заместителей. Прошедшее время показало серьезные риски снижения координации на местах и размывания ответственности по целому ряду чувствительных для населения вопросов, например, таких как образование и ЖКХ. Акимы высказывают просьбы сделать структуру акимата более функциональной.
Президент поручил правительству тщательно изучить доводы акиматов, внести согласованное предложение, но без увеличения штатной численности.
Обратил Касым-Жомарт Токаев внимание топ-менеджеров госаппарата на формальный подход к исполнению своих поручений, а также дублирующие функции отдельных структур.
- Еще один важный момент. Следует организовать системную работу с массивом поступающих обращений. Только в этом году в госорганы поступило свыше полутора миллиона обращений с конкретными проблемами и чаяниями людей. Для упрощения подачи обращений в государственные органы запущена система «E-Otinish». Как показывает анализ, граждане вынуждены писать в администрацию президента, не находя ответы на свои вопросы. Многие прямо говорят, что власти на местах не хотят слышать народ, саботируют политику президента. Поэтому все госорганы должны работать с обращениями с особой ответственностью. Реализация концепции «Слышащего государства» должна четко следовать в фарватере изначально обозначенных приоритетов.
При этом президент обратил внимание на казусы в налаживании обратной связи между государством и обществом.
- Ситуация сегодня такова, что внимание госорганов приковано больше не к реальным чаяниям народа, а к лентам социальных сетей, которые имеют мало общего с реальностью. К примеру, правоохранительные органы быстро и четко реагируют на незначительные административные проступки, растиражированные в СМИ и социальных сетях. Конечно, социальные сети стали хорошей площадкой для диалога власти и общества. Но это далеко не единственный формат взаимодействия. Его нельзя абсолютизировать, поскольку он охватывает лишь небольшую часть нашего общества.
Самим сотрудникам министерств, акиматов, и аппарата правительства Токаев посоветовал не увлекаться путешествиями в виртуальном мире, «потому что наказания будете получать в реальном мире».
- Виртуальный мир тем опасен, что порождает иллюзии и заблуждения. Нельзя воспринимать каждый комментарий «диванного эксперта» как всенародную поддержку или, наоборот, как всеобщее порицание и осуждение. Необходимо учитывать мнения и запросы всех категорий населения, эффективно решать непосредственные проблемы граждан. Миллионы казахстанцев ежедневно спокойно и на совесть выполняют свою работу, трудятся во благо Родины – учат детей и студентов, лечат пациентов, строят дома, выращивают хлеб, убирают улицы и парки. Большинство из них далеки от политики и хайпа социальных сетей. Вот они – и есть главная опора нашей страны. Поэтому именно такие люди в первую очередь должны ощущать реальную поддержку «слышащего государства»
Не можешь – научим, не хочешь – не надо
В завершение своего выступления Касым-Жомарт Токаев задал премьер-министру Алихану Смаилову вопрос в лоб.
- Можно ли вступить в Новый год с этим составом правительства? Сможет ли правительство реализовать предвыборную программу президента? Сможет ли правительство противостоять всем внешним и внутренним экономическим угрозам? Считаю, что эти вопросы должны быть тщательно обсуждены во время консультаций главы государства с премьер-министром и депутатами парламента, - заявил президент.
Остается надеяться, что месседж Токаева к чиновникам о «перестройке» их сознания и переходу от бодрых рапортов к реальному воплощению в жизнь его предвыборной программы, будет правильно понят на всех уровнях власти. Ведь в деле превращения любой, даже самой благой идеи и программы, в фикцию, нашим управленцам нет равных.