В Сарыаркинском районном суде № 2 продолжилось слушание по делу QazaqGaz против Боранбаева, Наханова и Жанузака.
К слову, этот Сарыаркинский суд уже вошел в историю громкими процессами – к примеру, отсюда на нары отправили Жаксыбека Кулекеева, Мухтара Джакишева и многих других. Сегодня в центре внимания был Наханов – партнер Боранбаева по бизнесу и генеральный директор ТОО «АзияГаз Чунджа». Корреспондент Ulysmedia.kz обратил внимание, что, несмотря на то, что процесс идёт уже третий месяц, настрой на победу подсудимые не растеряли и по-прежнему твердо стоят на своём – ущерба и хищений не было.
Наханов ответил на все вопросы и подробно рассказал о компании - прибыли нет, потому что слишком много вложено в развитие проекта. Он не скрывал и тот факт, что у него обширные связи с бизнес-сфере, в том числе и в газовой отрасли РФ – это и стало толчком для идеи газификации Алматинского региона.
Объяснил он и китайскую составляющую – четыре года назад к нему обратились представители сингапурской компании с коммерческим предложением о поставке газа в Китай и его реализации.
Какое условие ими было поставлено?
- Им нужны были гарантии, а гарантией было включение в состав учредителей компании их участника. В результате в состав учредителей ТОО «Азиягаз Чунджа» была включена компания ТОО Qazaq Otan Group с единственным участником компанией EVEREST INVESTMENT & HOLDING PTE. LTD с юридическим адресом Джалан Пемимпин 37, №06-12, МАПЕКС, Сингапур 577177.
Насколько интересным было это предложение сингапурской стороны и насколько оно было реальным?
- Были интересные предложения о покупке газа в Газпроме через третьих лиц, я заинтересовался этим предложением и начал отрабатывать возможность заключения контрактов, направленных на поставку газа в Китай. Сложность заключалась в том, что наша компания была не вправе поставлять газ на экспорт. Это было правом только национальной компании – «КазТрансГаз».
После чего начался длительный этап переговоров и согласований всех деталей и нюансов сделок.
Надо было согласовать логистику так, чтобы не было ни малейшего приостановления движения газового потока до конечного потребителя. Это была очень большая работа, требующая приложения максимума усилий всего коллектива для успешного заключения договоров и дальнейшего их исполнения. Но мы справились.
Каким образом была достигнута цель? О чем договорились? И как?
- Во исполнение достигнутых договоренностей, 14 июня 2019 года я от имени ТОО “Азиягаз Чунджа” направил в адрес АО «КазТрансГаз» письмо с просьбой рассмотреть возможность приобретения у нас газа в объеме 1 500 000 000 кубических метров по цене 220 долларов США за тысячу кубических метров.
19 июня 2019 года нами получен ответ АО “КазТрансГаз”, подписанный генеральным директором Сулеймановым, о готовности рассмотреть наше предложения о покупке газа на ГИС “Акбулак” в случае достижения договоренности о приемлемой цене на газ, так как предложенная нами цена их не устраивала.
21 июня 2019 года мы направили письмо с предложением рассмотреть механизм определения цены на газ по принципу “экспортного нетбэка” от границы Казахстана с Китаем с учетом комиссии АО «КазТрансГаз».
Насколько был выгоден вам этот вариант?
- Принцип «экспортного нетбэка» был в основном выгоден покупателю, так как все риски вариабельности цен ложились на нас, а АО «КазТрансГаз» не рисковало ничем. Но, тем не менее, сделка была выгодной, и мы согласились.
И каков был результат?
- 09 июля 2019 года был заключен контракт №02-19-24 на поставку природного газа в Республику Казахстан с ООО «Газпром экспорт».
В тот же день заключен контракт №0097-1/21-19R на поставку товарного газа между ТОО «Азиягаз Чунджа» и АО «КазТрансГаз».
Согласно п.2.1 контракта, продавец считается исполнившим свои обязательства по Контракту с момента поставки газа на ГИС «Акбулак» газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент».
30 сентября 2019 года мы заключили дополнительное соглашение № 1 к контракту № 0097-1/21-19R на поставку товарного газа от 9 июля 2019 года, с АО «КазТрансГаз».
С какой целью Вами заключались контракты с ООО «Газпром экспорт» и АО «КазТрансГаз?
- Основная цель – обеспечение население региона газом, это была приоритетная во всех отношениях задача, а потом уже – извлечение коммерческой выгоды.
Знакомы ли вы с Сердi и Жанузаком?
- Сердi и Жанузака я вообще не знал. Жанузака впервые встретил в зале суда.
Вступали ли Вы в преступный сговор с Боранбаевым К.С., Жанузак Т.Ж. и Сердi И.Ж. для совершения хищения денежных средств в АО «КазТрансГаз»?
- Ни с Боранбаевым К.С., ни с Жанузаком Т.Ж.., ни с Сердi И.Ж. я не вступал ни в какой преступный сговор. Тем более для хищения!
Что было известно Боранбаеву К.С. о сделке?
- Боранбаева я ставил в известность о деятельности компании, так как он равноправный участник предприятия, как и я. С ним было, насколько я помню, только несколько встреч по этому поводу.
Почему сингапурская компания впоследствии была заменена на ТОО «ДС-ТАС»?
- Это было решением сингапурских партнеров. Это надо спрашивать у них. Мы просто отказались от своего права преимущественного выкупа доли.
Почему Вы согласились отдать 45% своей доли?
- В связи с тем, что всеми вопросами по заключению, сопровождению и исполнению этой сделки занимался я, то и вся ответственность с предпринимательскими рисками ложилась на меня, как на генерального директора. Поэтому я согласился отдать 45% доли в ТОО.
Вам было известно куда и кому были впоследствии переданы 45% дивидендов, которые были перечислены в ТОО «ДС-Тас»?
- Мне совершенно неизвестно куда и кому впоследствии были переданы эти 45%.
С кем из ПАО “Газпром” Вы контактировали?
- В письме «Газпрома» ясно написано, что взаимоотношения с ТОО “Азиягаз Чунджа” являются коммерческой тайной. Поэтому я тоже не вправе более подробно рассказывать об этой сделке.
Мои партнеры не дали мне согласия на разглашение обстоятельств наших отношений. Поэтому надо спрашивать у них. Кто это был также не могу сказать. Если прокуроров сильно будет интересовать этот момент пусть сами выясняют, это их обязанность.
Сдержанность подсудимого сошла на нет, когда прозвучал вопрос - что еще можете рассказать по обстоятельствам инкриминируемого вам деяния.
Наханов заявил, что в течение всего судебного следствия наблюдает, как государственное обвинение и суд нарушают его права.
– Адвокаты пытаются препятствовать этому, но ни суд, ни прокуроры, не реагируют на это и продолжают унижать нас, открыто игнорируя требования закона. Согласно закону, прокурор должен доказать нашу вину, мы не должны доказывать свою невиновность. Несколько раз я слышал, как прокурор высказывался, чтобы мы доказали свою позицию.
Также Наханов сказал, что адвокаты полностью доказали невиновность подсудимых, а прокуроры не представили никаких доказательств этой вины.
- Прокуроры, обвиняя нас в сговоре с Сердi и Жанузаком, не представили никаких данных о том, как, где и когда это произошло. И я полагаю, они будут у нас спрашивать, как, где и когда мы встречались. Поэтому заявляю, что никакого сговора у нас не было, я с ними не встречался и никаких преступных планов не обсуждал.
Что вы можете сказать о судебном следствии и готовы ли вы давать пояснения обвинению и суду?
- Суд дискредитировал себя своим поведением в период судебного следствия и в ходе ознакомления с материалами дела, грубо нарушая все нормы законодательства и наши конституционные права на защиту, отказывая, в том числе, в исследовании доказательств, представленных обвинением.
Он повторил, что прокуроры не представили никаких доказательств, но в то же время голословно продолжают настаивать на виновности.
- Мне совершенно непонятно, на чём они будут теперь основывать свою позицию. Почти год они считали завышение от цены в 3932 рубля, и когда в суде поняли, что цена была наоборот занижена, 105 против 127 долларов США, только тогда они начали говорить, что своп-операции не имеют к нашей сделке никакого отношения.
- И от какой цены теперь они будут отталкиваться, вменяя нам в вину завышение цены?! Если своп-операции к нашей сделке не имеют никакого отношения, как они сами заявляют. А других коммерческих контрактов с «Газпромом» не было, чтобы сравнить цены? Чтобы сказать, что цена была завышена, надо эту цену сравнить с аналогичной ценой.
Простая арифметика подвела экспертов
Он обратил внимание, что в суде были допрошены эксперты и специалисты, на основании заключений которых обвиняемые попали за решётку, но ни один из них не смог подтвердить ущерб.
- Они же прямо сказали, что посчитали просто разницу. На допросе были выявлены многочисленные нарушения и неточности, которые говорят о недостоверности этих заключений. Значит они не могут быть использованы прокурорами как доказательства.
Наханов напомнил о запутанных исследованиях по НДС.
- Как можно считать с НДС, если 15 млрд тенге было оплачено в бюджет. Все платёжные поручения были в суд представлены. То есть государство получило обратно 15 млрд из 141 млрд, которое оплатило нам АО «КазТрансГаз», значит эти 15 млрд надо вычитать! Эксперт Аскаров так и сказал. Но в то же время посчитал с НДС и насчитал 141 млрд - это неправильно и незаконно.
Также он прокомментировал заключение эксперта из ЗКО.
- Он вообще заврался. Сначала сказал, что его предупредили об уголовной ответственности устно, а когда адвокат попросил его написать расписку об этом и отправить в суд, то сразу отказался. Это же прямо говорит о том, что он боится сесть в тюрьму, когда нас оправдают. А я уверен, что нас оправдают, не в этом суде, так в другом.
Наханов перечислил ошибки, которые, по его мнению, допустил эксперт и назвал их грубейшими.
- Одна и та же декларация, за одну дату, на один объем, на одну сумму вплоть до тиынов дважды посчитана. То есть сумма в его заключении на 25 млрд. тенге больше, чем было фактически.
Это самая грубая ошибка, которая видна невооруженным глазом, и не надо быть специалистом, чтобы понять, что такое заключение специалиста ложное и недостоверное, и не может быть принято, как доказательство. Вот поэтому он испугался, что его посадят и отказался давать подписку об уголовной ответственности.
Докажите, потом обвиняйте
Так как это заключение не соответствует действительности и незаконное по своей сути, то по закону и возбуждение уголовного дела тоже незаконно, значит и наш арест тоже незаконный. Да и вообще все дело было незаконно возбужденно и расследовано.
Он потребовал признать заключение эксперта незаконным и возбудить против него дело за дачу заведомо ложного заключения.
- Таким образом я считаю, что по делу нет никаких доказательств нашей вины, никакого ущерба нет, все получили только прибыль, а «КазТрансГаз» больше всех заработал на этой сделке, поэтому я считаю, что прокуроры должны доказать нашу вину, ущерб, который причинен «КазТрансГазу» и только тогда я буду отвечать на вопросы прокуроров и суда. Я всё сказал!
Завтра судебный процесс по делу QazaqGaz VS Боранбаева продолжится, Ulysmedia.kz продолжит наблюдать за баталиями защитников и обвиняемых в Сарыаркинском суде №2.