Интересная картина с нашей национальной компанией "КазМунайГаз" вырисовывается. Слово "нашей" написала не случайно, а вполне осознанно. Национальная – это же значит наша? Или чья? Скорее всего "чья". Главный редактор портала Ulysmedia.kz Самал Ибраева попыталась разобраться, чем на самом деле были вызваны протесты рабочих из Жанаозена.
Структура по управлению главным богатством не хилая – министерство энергетики, "Самрук Казына", "КазМунайГаз" и прочие дочки, внучки. Что они делают, какие у них функции?
Почему вокруг добычи нефти и газа, производства и продажи ГСМ столько компаний и всевозможных фирмочек? Кто придумал схему, по которой раз в год "ОзенМунайГаз" проводит тендеры и нанимает новых подрядчиков? Что это —конкуренция, способ сэкономить или поднять производство на небывалые высоты?
Но, как говорят, паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Помните, в прошлом году возмущались рабочие компании "Кезби", в этом эстафету приняли рабочие из "БерАли Мангистау Company". В тендерном соревновании побеждает то одна сервисная компания, то другая, а без средств к существованию остаются наёмные сотрудники – работяги.
Кому отдаст предпочтение "ОзенМунайГаз" в следующий раз – неизвестно. Зато понятно, почему люди бунтуют и стремятся устроится в главную компанию, которая действует под государственным флагом – здесь хотя бы относительная стабильность и не висит над головой тендерная политика, благодаря которой могут в любой момент вышвырнуть на улицу.
Так зачем нужны тендеры и сервисные компании? Чем оправдан этот аутсорс и кому он выгоден?
Помню, лет десять назад какой-то государственный муж привёз из-за рубежа странную идею – отдать в аутсорс всё, что только возьмут. Якобы деньги те же, а проблем меньше. В результате, к примеру, на государственном ТВ угробили своё производство – передали программы сторонним компаниям. Кажется, Антикор до сих пор разбирается, кто всё-таки "наварился" через телеаутсорс.
Вот и нефтесервис также появился. Кому-то же выгодны скандалы и забастовки? И почему "ОзенМунайГаз" самостоятельно не хочет обслуживать добычу нефти? Или не может? Тогда что они делают на рынке?
Напомним, 10 апреля около 70 бывших сотрудников нефтесервисной подрядной компании "Берали Мангистау Company" собрались у здания Минэнерго в Астане. Ранее компания "Берали Мангистау” проиграла тендер, и все рабочие лишились своих рабочих мест.
11 апреля нефтяники из Жанаозена, которые устроили пикет у здания Минэнерго в Астане, были задержаны силовиками. Рабочих поначалу взяли в кеттлинг, а далее загрузили в автозаки, отобрав предварительно все вещи.
Бастовавшие в Астане нефтяники заявили, что готовы вернуться в столицу, если проблемы не будут решены. Кроме того, они заявили, что будут стоять у офиса "Озенмунайгаза" до конкретного решения.
14 апреля стало известно, что компания “КазМунайГаз” отказала бастующим в трудоустройстве в “Озенмунайгазе”.