Глава Jusan – о госдолге, заимствованиях и репутации Казахстана среди иностранных инвесторов

Елбол Каримов

Глава Jusan Bank Нурдаулет Айдосов в интервью Forbes рассказал о государственном долге Казахстана, репутации республики среди иностранных инвесторов, а также о том, почему не стоит отказываться от внешних заимствований, даже имея резервы Нацфонда, передает Ulysmedia.kz.

О ситуации с государственным долгом в Казахстане и есть ли повод для опасений:

“Государство берет взаймы в основном с одной целью – оказать поддержку развитию экономики. Поэтому взять средства в долг, чтобы укрепить свою экономику и потом их вернуть – это нормальная практика. Обычно принято измерять размер государственного долга в процентном соотношении к ВВП. Однако сам по себе высокий уровень этого показателя не всегда на сто процентов указывает на проблемы у страны”, – заявил он.

Айдосов отметил, что во многих развитых странах уровень госдолга превысил 77%, несмотря на мнения экспертов о том, что это может негативно влиять на перспективы экономики. 

“Это Япония, Сингапур, США и некоторые другие страны. Поэтому риски, связанные с долгом, как и в обычной жизни каждого из нас, возникают только в том случае, когда заемщик принимает на себя непосильное долговое бремя, которое в дальнейшем может стать проблемой для экономики. Конечно, вы скажете, что еще рано сравнивать нашу страну с глобальными лидерами, но ориентир брать стоит”, – заявил Айдосов.

Государственный долг Казахстана составляет 25,3 трлн тенге, это примерно 24-25% ВВП. Глава Jusan Bank отмечает, что даже по стандартным меркам он довольно низкий. Самое главное, что большая часть госдолга Казахстана – 17,5 трлн тенге – это внутренний долг, то есть долг перед нашими резидентами, и в основном в тенге. Такой долг изначально является менее рискованным и более управляемым.

О внешнем долге страны:

7,8 трлн тенге составляет внешний долг, это долг перед другими странами, иностранными организациями и частными инвесторами.

“Говоря о государственном внешнем долге, я бы сказал, что это хороший индикатор того, насколько иностранные инвесторы доверяют Казахстану. Чем выше уровень доверия к стране, тем охотнее ей будут давать в долг и тем меньшую цену за этот долг она будет предлагать инвесторам. В случае государственного заимствования уровень доверия определяется суверенным кредитным рейтингом и инвестиционным климатом”, – считает он.

Айдосов добавил, что не только «красивые глаза» Казахстана нравятся инвесторам, важным является то, что у нас имеются существенные накопления – средства Национального фонда и международные резервы Национального банка. Он считает, что их наличие положительно влияет на инвестиционную привлекательность страны и комфорт инвесторов.

О тратах Казахстана на обслуживание госдолга: 

Расходы на обслуживание госдолга стали пятой самой крупной статьей расходов республиканского бюджета - примерно 7% всех бюджетных расходов, отметил он.

“В международной практике правительства стран в среднем тратят около 15% бюджетных расходов на погашение госдолга. В этом отношении в мире есть свои лидеры и отстающие. Так, у стран с высоким суверенным рейтингом на обслуживание долга уходит около 10% бюджетных расходов, в то время как в странах с низкими рейтингами эта сумма составляет более 23% всех бюджетных расходов. Поэтому склоняюсь к тому, что высокими расходами, сигнализирующими о повышенной долговой нагрузке, можно считать уровень свыше 25%, так как тогда они ограничивают свободу маневрирования фискальной политики, и, по сути, госфинансы начинают работать на кредиторов. Страшный сон для одних со слабой экономикой, но рутинный день для других, у кого бурлит экономика «на максималках». Поэтому будет обоснованно с моей стороны утверждать, что на данный момент проблем с обслуживанием госдолга у Казахстана нет, он относительно низкий, а лучше сказать - комфортный по всем параметрам”, – заявил Айдосов.

О Нацфонде и возможном отказе от заимствований:

Айдосов отмечает, что Нацфонд – это резерв для будущих поколений, его средства должны быть использованы с учетом долгосрочных стратегических целей и перспектив.

“Необходимо обеспечить сохранность Нацфонда и его приумножение, он не должен использоваться для решения текущих задач. Глава государства уделяет особое внимание использованию средств фонда, при этом ставя задачу перед правительством и Национальным банком по обеспечению качественного управления фондом, его сохранности и достойного инвестиционного дохода. Зная компетенцию и результаты команды департамента монетарных операций, могу сказать, что они и до того успешно справлялись и справляются со своей миссией. Мое мнение, как и мнение многих моих визави: государственное заимствование - это всегда рыночные отношения, и, если со стороны инвесторов есть спрос на наш долг даже по низким ставкам, то гораздо выгоднее собственные накопления инвестировать в доходные инструменты, а для покрытия бюджетного дефицита привлекать дешевое внешнее фондирование”, – считает он.