Цены на еду, дефицит той или иной жизненной составляющей, инфляция – эти вопросы стоят перед каждым из нас. Ulysmedia.kz решил их задать человеку, который отвечает за их решение. В интервью главному редактору нашего портала Самал Ибраевой вице-премьер и министр торговли и интеграции Серик Жумангарин пообещал, что проблемы с едой для казахстанцев будут решены через два, а может быть через три года.
В начале беседы мы спросили у министра, какие перспективы у казахстанцев в будущем? Ведь в Казахстане почти полтора миллиона человек живут впроголодь. Поесть досыта не люди не могут из-за низких доходов и непомерных цен – всё, даже простейшие продукты, стоят очень дорого.
«Мы остановили импульс повышения цен. Уровень инфляции в марте был 0,4 процента, в апреле уже 0,2 процента – он ниже, чем в прошлом году. Произошло это благодаря тому, что некоторые экономические факторы прекратили своё существование. Главноем - завершилась пандемия коронавируса – сейчас восстанавливаются все логистические цепочки, которые были прерваны. Но товарный голод был спровоцирован и конфликтом России и Украины – несекрет, что к нам большая часть товаров поступала из России. Сейчас ситуация постепенно меняется. Например, крупные торговые сети говорят, что цены контрактов на непродовольственные товары падают. Есть индекс потребительской инфляции. Из них доля продовольственных товаров составляет всего 41 процент. Доля социально значимых продуктов питания составляет 11,7 процента. Но даже по итогам апреля видно, что на инфляцию больше повлияли электротехника, бытовая химия и турпутёвки», - сказал министр.
Простые люди вообще не мечтают о технике и путевках, их больше волнует стоимость еды. Почему на неё цены продолжают расти?
«Есть сезонные периоды, когда продукты становятся дороже – в марте, апреле, мае и начале июня мы овощи и фрукты получаем из-за рубежа. Так всегда было, но сейчас мы пытаемся снизить эту динамику. Осенью прошлого года мы собрали 100 млрд тенге в стабилизационные фонды и закупили 140 тыс. тонн картофеля, лука, капусты и моркови. Всё это на прилавки попало в феврале. Очевидно, немедленного влияния не получилось, скорее всего потому что у инфляции есть своя инерция. Но тем не менее, в феврале инфляция составляла 22 процента, в марте - 18 процентов, сейчас - 16,8 процента. В мае мы должны выйти на 15,7 процента. По плану, до конца года инфляция снизится до 10 процентов», - ответил Жумангарин.
В интервью.Серик Жумангарин подробно ответил на насущные вопросы и проблемы казахстанцев.
Напомним, в конце апреля глава МНЭ Куантыров назвал инфляцию самой большой проблемой Казахстана.