Недавно в Управлении образования Талдыкоргана выявили крупные хищения – о найденных у бухгалтера миллиардах наличными, десятках квартир и автомашин писали СМИ. В связи с этим Министерство просвещения совместно с Агентством по противодействию коррупции заявили о проверке всех директоров учреждений образования, занимающих должности свыше 7 лет, передает Ulysmedia.kz.
Почему от подобных мер ничего не изменится? Потому что смотреть необходимо в корень, а не имитировать работу, выявляя «для порядку» пару-тройку директоров-нарушителей.
На чем наживаются чиновники от образования? Во-первых, на мёртвых душах – в школах якобы работают люди, которых на самом деле никто никогда не видел, а зарплату, конечно, за них исправно получают. Во-вторых, выделяемые государством средства на туалетную бумагу, жидкое мыло, одноразовые полотенца, моющие средства и многие другие расходы, вплоть до компьютерной техники и т.п. – зачастую до детей не доходят, а внаглую обналичиваются. В-третьих, за назначение на должности директора, завуча, бухгалтера учреждений образования давно установлены соответствующие таксы – и практически все при устройстве на работу платят (формальные конкурсы, естественно, научились имитировать). В-четвертых, за то, чтобы начальство не использовало административную власть в виде взысканий и увольнений, многие директора платят практически на ежемесячной основе по соответствующей таксе. Наверняка я назвал ещё далеко не всё.
В свою очередь директора, заплатившие за получение должности и платящие ежемесячную дань, принимают на работу педагогов и обслуживающий персонал тоже за взятки, любое заявление работника (об отгуле, неоплачиваемом отпуске, об увеличении часов и т.п.) рассматриваются на коммерческой основе – за соответствующую таксу. При приеме детей в школу тоже вымогаются немалые суммы, решение всевозможных проблем в школе (по дисциплине, успеваемости, экзаменам и т.п.) тоже обходится родителям зачастую небезвозмездно.
В общем, государственные учреждения образования в Казахстане – это сплошные бизнес-процессы, на которых наживаются чиновники от образования и школьное начальство.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо лишить чиновников от образования функции назначать администрацию школ. И выслуживаться директора и педагоги тогда не будут перед управлениями и отделами образования, и дань платить перестанут. А как же тогда их назначать - спросите?
Директоров необходимо выбирать. Избирателями должны быть родители учащихся каждой конкретной школы. Процедуры выборов легко прописать. Например, списки всех учеников должны быть вывешены. В избирательную комиссию входят по одному родителю от каждого класса, избираемого на родительском собрании класса большинством голосов. В день голосования приходит один из родителей со свидетельством о рождении и своим удостоверением. Один учащийся – один голос. Кстати, с 16 лет голосовать можно разрешить уже самим учащимся. На выборах присутствуют независимые наблюдатели и представители СМИ. Победителем определяется кандидат, набравший более 50 % голосов от всех учащихся. Если кандидатов было много, и никто не набрал более половины голосов, назначается второй тур из двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов. С победителем выборов управление образования заключает трудовой договор. Всё просто.
Тогда директора будут работать в интересах детей и их родителей, а не в корыстных интересах чиновников от образования. Тогда директор не сможет вымогать у родителей мзду за приём ребенка в школу и за решение других вопросов. Общие требования к кандидатам в директора учреждений образования необходимо утвердить законом. Выбранный директор самостоятельно формирует коллектив школы и несет ответственность за организацию учебного процесса. Вместо никудышной ротации, придуманной Министерством просвещения, на которой опять-таки только наживаются начальники управлений образования, собирая мзду как за назначение, так и за оставление в должности, каждые 5 лет пусть проходят выборы директоров. Если директор не оправдал доверие – у определенного процента родителей учащихся должно быть право потребовать досрочных выборов.
Чтобы не было мёртвых душ и прочего воровства на туалетной бумаге – все доходы и расходы государственных учреждений образования (бухучет) должен быть полностью в свободном доступе в интернете, чтобы родители могли изучать и проверять, кому интересно.
Вообще, для реализации обязательного среднего образования необходимо ввести систему ваучеров – родители на каждого ребенка ежегодно получают ваучер, и могут его отдать в любую школу по своему выбору, даже в частную. Соответственно, государство платит школам за каждого ребенка в зависимости от количества ваучеров. В частных школах возможна доплата по договоренности. Тогда рынок частных школ заработает в полную силу, и сама собой решится проблема нехватки учебных мест, а также будет наглядно видно, кто из государственных директоров неважно работает – к кому родители не несут ваучеры.
Как вам такие идеи?
Сергей УТКИН, юрист