Из неофициальных источников стало известно о серьёзном происшествии на главном добывающем объекте морского комплекса по разработке - Острове Д. Инцидент произошёл 20 мая, но пока компания информацию об инциденте компания не комментирует.
По информации источника Ulysmedia.kz, в двух нагнетательных скважинах в больших концентрациях был обнаружен сероводород. В настоящее время компания резко уменьшила объём добычи в связи с инцидентом, остановила закачку газа и спускает оборудование для обследования состояния этих двух скважин.
Что все-таки произошло?
- Я бы предпочел не нагнетать атмосферу вокруг происшедшей аварийной ситуации на Кашагане, но авария реально и объективно могла иметь более тяжелые последствия, то есть грубо говоря, всё могло взлететь на острове на воздух и сопровождаться выбросом ядовитого и опасного сероводорода, - прокомментировал ситуацию аналитик нефтяного рынка Артур Шахназарян.
По его словам, именно в сероводороде заложен главный риск и его разрешение требует колоссальных усилий, ресурсов и напряжения
- Мало того, что газ смертельно опасен для всего живого даже в мизерных концентрациях, но он опасен и для оборудования, выводя и его из строя. Буквально «поедает» стенки труб, поэтому компаниям приходится использовать самые дорогие марки стали для труб.
Эксперт напомнил историю, которая произошла на Кашагане 10 лет назад. В 2013 году растрескивание труб остановила проект и отодвинуло начало добычи нефти на 2 года.
Ситуация повторяется
Сероводород закачивают обратно в пласт месторождения, чтобы избавиться от газа, уменьшить риски и держать уровень пластового давления для получения больших объёмов нефти, так называемым фонтанирующим способом.
- Поднятый наверх флюид, состоящий из нефти, песка, газа и всяких пластовых вод в первую очередь разделяют на нефть и попутный газ на специальной установке разделения. Уровень сероводорода в кашаганском флюиде доходит до 23 % его отделяют и от других газовых фракций, затем через нагнетательные скважины закачивают обратно.
По версии аналитика, при проведении обратной закачки газ буквально «застрял» в трубах скважин и не закачался в пласт.
- Причину этого должна рассказать компания, но теоретически можно предположить, что это могло произойти по нескольким причинам. Но самая простая в том, что при закачке подали слабое давление. А возможно, что газ не пошел, так сказать, не закачался и пошёл обратно. Но так или иначе сгустки сероводорода не могли не повлиять на состояние труб. С высокой долей вероятности эти нагнетательные скважины придётся демонтировать и строить новые.
Объём добычи нефти в этот период будет значительно меньшим, считает Артур Шахназарян, но проблему утилизации газа решать всё равно придётся.