Фракция ДП «Ак Жол» обратилась с запросом в правительство, в котором задает не совсем удобные вопросы о «провале цифровизации и неэффективности бюджетных расходов».
В ходе пленарного заседания мажилиса парламента в адрес премьер-министра Аскара Мамина был озвучен депутатский запрос фракции демократической партии «Ак жол», который касался ситуации вокруг соглашения правительства Казахстана с российской группой СБЕР.
Народные избранники задали ряд вопросов о соглашении правительства РК с российским Сбербанком о создании платформы цифрового правительства, отметив, что фракция демократической партии «Ак жол» в предыдущие годы неоднократно критиковала провалы в работе информационных систем как отдельных министерств, так и ситуацию с цифровым развитием в целом.
“Особенно очевидной недееспособность существующих платформ стала с началом пандемии весной прошлого года, когда выявились провалы электронных услуг в системе здравоохранения, социального обеспечения, образования, налогообложения, сельского хозяйства и многих других. Тогда же вскрылось неэффективное использование миллиардных сумм, годами выделяемых государством на цифровизацию”, – сказал депутат Раманкулов.
По его словам, попытки госорганов и ответственных лиц исправить ситуацию не дали нужных результатов, более того – привели к дальнейшим расхождениям и сегментации платформ, усложнили их пользование гражданами и бизнесом. А с учетом современных технологий и новых реалий в мире, проблема отставания Казахстана в цифровом развитии становится все острее. По мнению депутатов, необходимость интегрирования IT-систем всех госорганов в единую платформу, обеспечение их нормального функционирования и модернизации – действительно назрела как системная проблема. Однако, народные избранники попросили премьер-министра ответить на ряд вопросов. В частности:
1). Можно ли расценивать подписание указанного выше Соглашения как признание провала предыдущих программ цифровизации, а также неэффективности расходования выделявшихся на них все последние годы бюджетных средств?
И если так, то сколько именно государственных средств было затрачено на цифровизацию госуслуг в предыдущие годы, и кто несет ответственность за их неэффективное использование?
2) Были ли учтены возможности отечественных или ведущих международных IT-компаний при подготовке данного Соглашения? Насколько его подписание отвечает требованиям открытости и честной конкуренции?
3) Каким образом будут защищены интересы информационной безопасности в ходе реализации Соглашения?
Данные по этому поводу в СМИ разъяснения министра цифрового развития и аэрокосмической промышленности - не удовлетворяют общественность, а напротив, порождают еще больше вопросов. Ведь дело не в физическом размещении серверов на территории РК, а в технологических возможностях ограничить доступ к хранящейся на них информации посторонним лицам.
Полагаем, что в XXI веке, веке информатизации, IT-безопасность является важным фактором Независимости нашей страны, – зачитал вопросы депутат Максат Раманкулов.