В министерстве экологии, несмотря на протест общественности и предупреждение президента, решили узаконить охоту на сайгаков, передаёт Ulysmedia.kz.
Об этом сообщил заместитель председателя комитета лесного хозяйства и животного мира МЭПР РК Андрей Ким, отвечая на вопрос нашего корреспондента на брифинге о том, как решится судьба казахстанских сайгаков после 2024 года, когда закончится действие моратория.
- Мы говорим об устойчивом использовании животных. Задачей министерства было сохранить и восстановить численность сайгаков. В советский период максимальная численность сайгаков была 1,2 млн, сейчас мы достигли численности 1,9 млн - это по данным весеннего учёта. На осень мы прогнозируем 2,6 млн, - объяснил чиновник.
Вопрос ребром поставили фермеры, они убедили экологов, что ущерб не соизмерим – около 12 млрд тенге потеряли крестьяне по вине сайгаков.
- Речь идёт не о том, что мы должны уничтожить сайгаков, речь идёт об устойчивом использовании, чтобы предотвратить и ущерб экономике страны, и наладить те компетенции, которые были утеряны.
Также Ким сослался на науку, которая определяет лимит, в рамках которого проводится изъятие. Также он растолковал, что устойчивое использование подразумевает подход, при котором главное - не нанести ущерб природе в целом и сохранить стабильность в численности популяции.
- Мы думаем, что в следующем году нет необходимости продлевать мораторий, - поставил точку в вопросе ответственный за сохранение животного мира.
Напомним, в 2022 году министр экологии Сериккали Брекешев также заявлял о том, что сайгаки портят жизнь фермерам и вытаптывают посевы, после чего ведомство приняло решение об отстреле 80 тыс. сайгаков "в рамках регулирования численности животных".
Это решение вызывало шквал критики и возмущения, казахстанцы подписывали петиции против планов Минэкологии. В итоге в ситуацию вмешался президент, который объявил выговор министру и остановил беспредел. Министерство должно было найти вариант, который бы пощадил животных, но опять пришли к самому простому решению – стрелять.
Сайга – это, пожалуй, единственное достижение Казахстана, которое позволило стать единственной в мире страной, где удалось восстановить и приумножить популяцию реликтовых животных. Но победа оказалась не по плечу министерству экологии, видимо поэтому и решили, что лучше перестрелять степных антилоп.
Ранее известный экоактивист Сакен Дилдахмет писал, что популяция сайгаков растёт благодаря большому труду инспекторов “Охотзоопрома” и территориальных инспекций лесного хозяйства и животного мира. При этом, по его словам, сайгаков убивает самый страшный вирус — коррупция.
В 1996 году сайгак вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП). Он не включён в Красную книгу Казахстана, но относится к видам, охота на которые сейчас полностью запрещена. Поэтому, с точки зрения закона, ответственность за его нелегальную добычу такая же, как за "краснокнижников".