Жалоба осуждённого через адвоката: норму УПК признали неконституционной

Фариза Нарбекова

Конституционный cуд опубликовал заключение по обращению гражданина о рассмотрении на соответствие Конституции ст. 482 УПК РК (рассмотрение жалоб осуждённых), передаёт Ulysmedia.kz.

Freepik

Из обращения следует, что адвокат осуждённого направил жалобу в суд, однако её не рассмотрели из-за “подачи жалобы ненадлежащим лицом”. Суд указал, что правом на принесение жалобы, связанной с исполнением приговора, обладает только осуждённый. Судебная коллегия по уголовным делам оставила это решение суда без изменений.

По мнению автора обращения, положение оспариваемой нормы лишает осуждённого гражданина права на получение одного из видов квалифицированной юридической помощи, гарантированной законом “Об адвокатской деятельности и юридической помощи”.

В Конституционном суде подтвердили, что в соответствии со ст. 482 УПК РК защитник не наделён полномочием на принесение жалоб в защиту осуждённого на действия (бездействие) и решения (в редакции на русском языке) учреждения или органа, исполняющих наказание, затрагивающие права и законные интересы осуждённого, а также на решения прокурора по вопросам, связанным с исполнением приговора, либо отказ прокурора в удовлетворении их аналогичных жалоб.

“УПК не предусматривает в числе участников уголовного процесса такой процессуальной фигуры, как представитель осуждённого, исключая случаи, когда осуждённый является несовершеннолетним и в деле участвует его законный представитель”, – говорится в сообщении. 

В ст. 482 УПК РК также выявлена смысловая неидентичность её текстов на государственном и русском языках.

Конституционный Суд обратил внимание и на то, что ряд норм УПК, касающихся оказания юридической помощи, сформулированы с нарушением правил юридической техники, в результате чего некоторые их предписания выражены нечётко.

“Отмеченные недостатки УПК создают возможность для неоднозначного понимания некоторых содержащихся в нём положений, что на практике может привести к произвольному истолкованию и неадекватному применению данного законодательного акта и, как результат, к необоснованному ограничению прав и свобод человека и гражданина”, – сказано в заключении.

Таким образом, Конституционный Суд признал первое предложение ч.1 ст. 482 УПК РК не соответствующим Конституции РК.