Депутат мажилиса Ермурат Бапи заявил, что нужно помочь казахам, которые сбежали из Синьцзяна, опасаясь притеснений, передает Ulysmedia.kz.
Депутат отметил, что оказавшиеся в трудной ситуации Кайша Акан, Кастер Мусахан и Мурагер Алимулы не могут получить самые элементарные госуслуги.
«Столкнулись с проблемами при посещении врача, трудоустройстве, даже при получении SIM-карты. Конечно, между Казахстаном и Китаем существуют различные государственные соглашения. Все перечислить невозможно. Поэтому Казахстан, в первую очередь, не хочет выступать против этих соглашений. Это понятная ситуация. Поэтому, если мы не можем предоставить статус беженца или гражданство этим гражданам, мы должны дать им возможность выехать в третью страну. Также, как и Сайрагуль, Сауытбай, Мусахан, Мурагер и Кайша должны получить визы, которые позволят им поехать в третью страну», - сказал депутат.
Отметим, в начале сентября этнические казахи, которые несколько лет назад незаконно пересекли казахстанскую границу, когда бежали из Китая, опасаясь притеснений в Синьцзяне, рассказали, что не могут добиться выезда своих родственников.
«На мою маму, которой за 70, часто оказывают давление представители уездной полиции. По словам матери, они требуют, чтобы я вернулась добровольно. «Иначе мы вернём её в конце года сами», — угрожают они. Сказали, что «сейчас ведутся переговоры с Казахстаном о возвращении». Недавно моему старшему брату угрожали несколько вооружённых полицейских. Они привезли в село другого брата, который работал в другой местности, и сказали ему никуда не выезжать. На самом деле они меня сразу посадят в тюрьму, — опасается Кайша Акан.
Также сообщалось, что в Швеции этническая казашка из Синьцзяна 44-летняя Сайрагуль Сауытбай, которая одной из первых в мире рассказала о «лагерях политического перевоспитания» в Китае.
Кроме того, ранее пробывшая полтора года в заключении в Синьцзяне Жазира Асенкызы рассказала, что ей пришлось пережить.
46-летняя поэтесса родилась в уезде Жеменей округа Алтай. Стоит отметить, что ее стихи даже переводили на китайский язык. Она рассказала, что утром 3 мая 2017 года ее задержали.
«Мы семьей пили чай дома. Позвонил парень-казах, который работает в уездной службе общественной безопасности в Жеменее, и попросил меня зайти к ним. Как только я пришла туда, меня заставили снять колье, бусы, серьги, забрали телефон. Включили телефон и проверили его содержимое. Когда прошла внутрь, надели на меня наручники и стали допрашивать. Затем они пришли ко мне домой. В моей личной библиотеке было около полутора тысяч книг. В числе первых они выхватили Коран и книгу Шакарима и спросили, откуда они. Взяв в руки книгу Шакарима, спросили: «Что связывает тебя с этим ваххабитом?» Я сказала: «Это младший брат всемирно известного Абая, поэт и просветитель», - вспоминает поэтесса.
Стоит отметить, что в 2017 году стали появляться сообщения о притеснении уйгуров, казахов, кыргызов и представителей других народов, которые являются местными жителями Синьцзянского региона.
Спустя год в ООН признали, что порядка миллиона человек находятся в лагерях перевоспитания Китая. Власти Китая объясняют наличие лагерей борьбой с экстремизмом.