×
442.05
474.14
4.74
#паводки #правительство #СудБишимбаева #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
442.05
474.14
4.74

Упущенная прибыль, или Как Санжар Бокаев отметил восьмую годовщину утильсбора

Сегодня в Алматы один из лидеров движения «Нет утильсбору!» и глава незарегистрированной партии Namys Санжар Бокаев подвёл итоги восьми лет утильсора, оперируя цифрами пытался доказать, что он принёс государству только убытки, передаёт Ulysmedia.kz.

Суммарно за годы существования утильсбора упущенная экономическая выгода составила $24,1 млрд, подсчитал Санжар Бокаев. В эту сумму входят недополученные бюджетом сборы от НДС - 12% и пошлины - 15% от автомобилей, которые казахстанцы не смогли купить из-за слишком высокой ставки за утильсбор. Не забыл Бокаев и о потерях государства из-за расходов на прямые и косвенные субсидии.

Невыполненные обещания

Напомним, утильсбор был создан в 2015 году указом министра энергетики РК. Тогда же была создана компания «Оператор РОП», которая и должна была отвечать за использование собранных средств непосредственно на утилизацию автомобилей и их составляющих. Тогда предполагалось, что утильсбор позволит улучшить экологию, стимулировать отечественное производство автомобилей, обновить автопарк, открыть заводы по утилизации авто и сельхозтехники. По словам Санжара Бокаева, ни одно из этих обещаний не было выполнено.

Бокаев привёл цифры: если в 2015 году средний возраст автомобилей в Казахстане составлял 12 лет, то в 2023 году – 22 года. Также спикер отметил, что власти обещали, что утильсбор не приведёт к росту цен на автомобили. Однако факты говорят об обратном: например, Hyundai Accent в 2016 в среднем стоил 2,3 млн тенге, а сегодня – 9,3 млн тенге. По словам Бокаева, рост цен на автомобили за 8 лет составил от 330 до 400 %. Сельхозтехника тоже подорожала: в 2020 комбайн Агромашхолдинга “Есиль-760” стоил 68, 2 млн тенге, в 2022 – уже 138 млн тенге.
Напомнил он и о несбывшихся надеждах в сфере производства. Предполагалось, что утильсбор поспособствует созданию автопроизводства полного цикла.

   - У нас до сих пор есть лишь крупноузловая сборка готового и предварительно разобранного автомобиля. Но ни одной детали для легкового авто мы так и не производим сами.

То же касается и заводов по утилизации сельскохозяйственной техники. В октябре этого года Санжар Бокаев опубликовал видеоролик, в котором он купил старый трактор и попытался сдать его на утилизацию на завод в Караганде. Однако выяснилось, что завод не работает. В компании «Жасыл Даму», пришедшей на место «Оператора РОП», тогда пояснили, что акт о вводе завода в эксплуатацию так и не был подписан, поэтому предприятие не функционирует. Столь же «мутным» остается вопрос с утилизацией автобусов. Бокаев утверждает, что автобусы в Казахстане также не утилизируются – взять хотя бы ЛИАЗы, которые стоят на «кладбище» близ поселка Жетыген Алматинской области. Власти заявляли, что часть из них была передана на баланс Алматинской области, а часть «ожидает ремонта», но, судя по фото, некоторым всё же прямая дорога в утиль.

   - Одним словом, никакой утилизации нет, - подытожил Бокаев.

Он отметил, что ежегодный прирост парка автомобилей с 2005 по 2015 год составлял 280 тысяч, а с 2016 рост прекратился. Кроме того, уровень автомобилизации населения сократился с 30 до 20 автомобилей на 200 человек за последние 7 лет. 

Человеческие жертвы

По словам Бокаева, введение утильсбора привело к уничтожению конкуренции в среде предпринимателей, созданию «картельного сговора» при госзакупках автотранспорта и коррупционной непрозрачной системы распределения денег с утильсбора. Кроме того, Бокаев отметил, что правительство не дало ход расследованию по делу Руслана Шамшиева – управляющего директора по правовым вопросам «Оператора РОП». По официальной версии, Шамшиев совершил суицид, но Бокаев отметил, что, по заключению независимой экспертизы, это было убийство на рабочем месте. 

   - Я считаю, идет умышленное укрывательство кого-то из высокопоставленных лиц, кто дал команду устранить этого человека, - говорит Бокаев.

Среди неочевидных последствий столь неэффективной системы по утильсбору – повышенная аварийность из-за старых автомобилей. По данным МВД, ежедневно в Казахстане гибнут до 10 граждан, и неизвестно, сколько из этих трагедий случились именно из-за неисправности автомобилей.

   - Утильсбор собирали с казахстанцев, средства отдавали олигархам, и те, наверное, делились с властью. Мы поздравляем олигархов с тем, что уже 8 лет они обогащаются за счёт казахстанцев, - заключил Бокаев и продемонстрировал торт с надписью «8 лет обогащения олигархов. Поздравляем!».

Новости партнеров