Сообщается, что расследование по авиакатастрофе, которая произошла в декабре 2019 года, до сих пор не окончено, передает Ulysmedia.kz.
Что произошло
Депутаты партии «Ак жол» требуют завершить расследование катастрофы и напомнили, что акиматам поручили снести ранее возведенные строения на приаэродромных территориях аэропортов.
Однако предписание это выносили еще в 2017 году – при этом выполнено поручение не было.
«Официальной версией трагедии названа ошибка экипажа. Это проще всего. Однако остаются вопросы. Во-первых, РГП "Казаэронавигация" отказалось изучить версию о попадании самолёта в вихревой поток предыдущего борта, что нарушает аэродинамику. Службы аэропорта Алматы обработали плоскости самолёта антиоблединительной жидкостью "Defrost" ECO-4, которую они разбавили водой. Но, по данным производителя – Рошальского химзавода, эта жидкость не подлежит разведению водой, так как может произойти потеря свойств и замерзание», - говорится в депутатском запросе.
Кроме того, указывается на то, что Антикор прекратил дело в отношении сотрудников Комитета гражданской авиации, которых подозревали в незаконной выдаче сертификата.
«Чтобы окончательно увести чиновников от ответственности, 31 марта 2023 года была принята новая редакция Правил выдачи сертификата годности аэродрома, где ответственность за "дополнительные меры безопасности полётов" переложена с КГА на эксплуатантов, то есть на сами аэропорты. К сожалению, как и семь лет назад, с тех пор ничего не изменилось. В этой связи, наряду с указанным поручением о выполнении аэропортами требований безопасности полётов, фракция "Ак жол" в третий раз требует всестороннего расследования всех обстоятельств указанного дела и установления ответственных лиц», - говорится в документе.
Авиакатастрофа
Расследование авиапроисшествия осуществлялось комиссией, созданной уполномоченным органом в сфере гражданской авиации. В работе комиссии участвовали представители Бюро по безопасности Нидерландов (госорган по расследованию авиапроисшествий) и их советники – специалисты голландской компании Fokker Services B.V. (владельца сертификата воздушного судна типа Fokker), а также расследователи Межгосударственного авиакомитета.
Комиссия установила, что авиакатастрофа произошла в результате несимметричной потери несущих свойств крыла самолета на этапе выполнения взлета. Это привело к сваливанию на фюзеляж непосредственно после отрыва от взлетно-посадочной полосы и выкатыванию вправо по заснеженному грунту, пробиванию периметрового ограждения аэропорта и столкновению с капитальным двухэтажным частным строением, находившимся на расстоянии 9-10 метров от указанного ограждения.
Причиной потери несущих свойств крыла, наиболее вероятно, стало влияние наземного обледенения.
Напомним, 27 декабря 2019 года авиалайнер Fokker 100 компании Bek Air выполнял плановый внутренний рейс по маршруту Алматы - Нур-Султан, но при взлете потерял высоту, резко повернул вправо, пробил бетонное ограждение и врезался в жилой дом в районе села Гульдала. Из находившихся на его борту 98 человек (93 пассажира и 5 членов экипажа) погибли 15.