Каракалпаский правозащитник Акылбек Муратов, арестованный в Казахстане по запросу властей Узбекистана, написал письмо из СИЗО Алматы. Об этом передаёт Ulysmedia.kz.
Письмо Муратова
“Со мной всё относительно нормально. Ареста я в некоторой степени ожидал, но не хотел просить убежище в третьей стране (как мне не раз предлагали), так как тот, кто хочет диалога, не бежит. А всё, что я хотел и до сих пор на это надеюсь — это чтобы власти Узбекистана услышали гражданское сообщество Каракалпакстана и начали диалог с каракалпаками, а не проводили террор и репрессии против нас”, – говорится в письме, которое лидер диаспоры каракалпаков в Казахстане Акылбек Муратов написал 21 февраля.
В материалах уголовного дела, возбуждённого против правозащитника в Узбекистане, в качестве преступлений указывается размещение им пяти видеороликов на его Youtube-канале “Agylbek Muratbai”. Три из этих видео – это выступления каракалпакских активистов на Bapшавской конференции ОБСЕ по человеческому измерению в октябре 2023 года.
В них рассказывается о нарушениях прав человека в Республике Каракалпакстан, о “политически мотивированных преследованиях каракалпаков со стороны узбекских властей, а также о системном разворовывании многомиллиардных средств, выделяемых зарубежными фондами Ташкенту на решение экологических и гуманитарных проблем Приаралья”.
Таким образом, МВД Узбекистана посчитало, что размещение отрывков с правозащитной конференции ОБСЕ, взятых с YouTube-канала самой организации, – это “экстремизм и фундаментализм”. К слову, на этой конференции принимали участие официальные представители Узбекистана в лице сотрудников посольства в Варшаве, а также узбекский омбудсмен Феруза Эшматова и правозащитница Гульноз Мамарасулова, обе являющиеся членами правительственной комиссии, до сих пор не опубликовавшей итоговый отчёт по событиям в Каракалпакстане (прошло уже 20 месяцев).
Кроме определений “экстремизм” и “фундаментализм” указанные три видео классифицированы как “сепаратизм”. То есть, согласно заключению МВД Узбекистана, упоминание пунктов Конституции РУ является тяжким уголовным преступлением.
Конституционное право Республики Каракалпакстан на референдум по отделению от Узбекистана (Статья 89) исключает обоснованность применения термина “сепаратизм” к мирному выражению мнений об этом праве каракалпаков, в том числе к выражению требований по его реализации.
Два других видео, так же приводимых в уголовном деле в качестве преступлений, сняты самим Муратовым. В них он призывает провести флешмоб в память о погибших и несправедливо осуждённых в результате силой подавленных протестов в Каракалпакстане в июле 2022.
Суть акции заключалась в том, что на 500-ый день с даты этих кровавых событий – то есть 13 ноября 2023 года – каракалпаки по всему миру в одно и то же время выключали электричество в своих домах на 16 минут (отсылка к 16 годам тюрьмы, к которым в Узбекистане осуждён каракалпакский правозащитник Даулетмурат Тажимуратов).
“Посидеть дома в темноте в память о тёмных страницах в истории каракалпакского народа – я предлагал эту мирную акцию как альтернативу митингам для выражения своей скорби по трагическим событиям июля 2022, а также как форму молчаливого несогласия с происходящими нарушениями прав человека в Каракалпакстане”, – сказано в письме.
Предложение выключить электрический свет у себя дома в память о погибших власти Узбекистана признали как “призыв к массовым беспорядкам и насилию над гражданами”.
“Учитывая всё вышеизложенное, считаю, что уголовное дело против меня — это политически мотивированное преследование, в первую очередь, из-за моей этнической принадлежности. Фактически, для режима Мирзиёева [президент Узбекистана] моя главная вина в том, что я каракалпак, не желающий молча наблюдать за этноцидом своего народа. Прошу журналистов, правозащитников и правительства демократических стран обратить внимание на продолжающиеся нарушения прав человека в Республике Каракалпакстан. Прошу вас не молчать. Потому что голос самого каракалпакского народа замолкает под давлением и репрессиями со стороны узбекских властей”, – говорится в письме.
Муратов благодарит журналистов, правозащитников и дипломатов, которые “мониторят и освещают нарушения прав человека в Каракалпакстане, а также помогают каракалпакским гражданским активистам, несправедливо преследуемым властями Узбекистана”.
“Отдельная благодарность КМБПЧ (Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности) и адвокатам по нашим делам! Каждый из вас помогает не просто одному или нескольким людям, но фактически вы спасаете всю каракалпакскую нацию. Вновь призываю мировое сообщество и международные организации обратить пристальное внимание на судьбу правозащитника и журналиста Даулетмурата Тажимуратова, несправедливо осуждённого на 16 лет после жестокого подавления протестов в Каракалпакстане и адвокат которого уже не раз сообщал о чудовищных условиях содержания его в узбекской тюрьме. Смерть Алексея Навального в заключении должна стать горьким уроком для всего демократического мира, а не очередным тёмным примером для подражания такимх авторитарны режимов, как режим Мирзиёева в Узбекистане. Приношу свои извинения всем, на чьи сообщения я не успел вовремя ответить. Теперь же в камере СИЗО свободного времени появилось гораздо больше (чем хотелось бы!), поэтому буду очень рад вашим письмам (на удобном вам языке), в том числе с любыми интересующими вопросами по Каракалпакстану. Мой почтовый адрес на ближайшее время: Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Красногорская 73, Учреждение №72. Получатель: Муратов А. Е., 16.07.1988. С уважением, Акылбек”, – говорится в письме.
Задержание и арест Муратова
15 февраля в 21:50 два сотрудника МВД в штатском забрали Акылбека Муратова из дома. Позже он позвонил своей девушке и сказал, что его задержали. По словам Муратова, в его задержании участвовал Баймурзаев Мухамедин Оразбаевич из Каракалпакстана.
17 февраля суд в Алматы отправил Муратова под арест на 40 суток. 20 марта экстрадиционный арест продлили до 12 месяцев.
Во время суда стало известно, что именно послужило основанием для возбуждения уголовного дела в отношении Муратова.
Так, власти Узбекистана посчитали "публичным призывом к массовым беспорядкам и насилию" акцию памяти в честь 500 дней с событий июля 2022 года в Нукусе: каракалпакские активисты просили выключить свет 13 ноября 2023 года на 16 минут (16 лет тюрьмы дали каракалпакскому правозащитнику Даулетмурату Тажимуратову в РУ).
А публикацию видео с выступления активиста Кошкарбая Торемуратова на конференции ОБСЕ в Варшаве в октябре 2023 года сочли основанием для возбуждения дела о "распространении материалов, содержащих угрозу общественной безопасности".
23 февраля Муратову выдали свидетельство лица, ищущего убежище в Казахстане.
Согласно материалам дела, власти Каракалпакстана завели уголовное дело на Муратова за 3,5 месяца до его задержания в Алматы. Генпрокуратура Узбекистана утверждает, что преследование каракалпакского правозащитника "не имеет политических мотивов".
Муратов – гражданин Узбекистана, проживает в Казахстане с 2010 года. Он освещал события в Каракалпакстане и помогал каракалпакам в Казахстане.
В октябре 2023 года узбекские дипломаты провели встречу с Муратовым, на которой порекомендовали активисту “смягчить тон” своих заявлений.
Аресты каракалпакских активистов в Казахстане
По запросу властей Узбекистана пять активистов из Каракалпакстана, в том числе Кошкарбай Торемуратов, находились в Казахстане под экстрадиционным арестом в течение 12 месяцев. Власти РК отклонили их просьбы о предоставлении убежища.
9 января 2024 года глава диаспоры каракалпаков Мангистауской области Казахстана Ниетбай Уразбаев скончался в больнице Алматы. В мае 2023 года его заочно осудили в Узбекистане на 12 лет тюрьмы. Уразбаева признали виновным в “заговоре с целью захвата власти”, “организации массовых беспорядков”, а также “изготовлении материалов, которые содержат угрозу общественной безопасности и порядку”. В декабре 2023 года стало известно, что Уразбаева лишили казахстанского гражданства.
Протесты в Каракалпакстане
В начале июля 2022 года в Нукусе, Муйнаке и других городах проходили протесты против поправок в Конституцию, упраздняющих суверенный статус Каракалпакстана.
Но власти расценили демонстрации как попытку захвата власти и применяли против участников акций слезоточивый газ, резиновые пули и дымовые шашки.
По официальным данным, в результате разгона протестующих погиб 21 человек. Всего были ранены 243 человека.