Сегодня, 17 апреля, в Астане собрались ветераны Семипалатинского ядерного полигона. Бывшие военные, пострадавшие от радиации и ставшие в какой-то степени жертвами холодной войны, заявили, что более 35 лет не получают медицинскую помощь от государства и продолжают воевать за свои права в мирное время. О подробностях рассказывает корреспондент Ulysmedia.kz
Мы хранили тайну государства, но оно про нас забыло
Присутствующие мужчины называют себя «атомными солдатами». Они служили в подразделении Советской армии особого риска "Семипалатинск-22" и участвовали в работе ядерных взрывов до 1989 года.
Ветераны заявили, что вся их деятельность была секретной. Они обязались хранить государственную тайну на протяжении 25 лет, однако, спустя годы, как они считают, про них забыли.
По статистике "атомных солдат", с 1949-го по 1989 год всего от ядерных испытаний в Казахстане пострадало около 10 000 солдат срочной службы, из них непосредственных участников на самом полигоне СЯИП было около 4000 человек, а к 2024 году в живых осталось около 500 человек.
Теперь бывшие военные, уже вышедшие на пенсию, страдают от последствий радиационного излучения и остаются без поддержки. Как пояснили ветераны, многие из них страдают лучевой катарактой, дерматитами и ожогами, часто встречается рак.
"Когда шла холодная война, гонка вооружений, нам была поставлена задача, и мы с честью выполняли свой долг перед родиной два года. Мы давали клятву о неразглашении государственной тайны на 25 лет. Прошло некоторое время, и про нас государство забыло", — заявил ветеран Багдаулет Нуртазаев.
Пострадавшие от ядерных испытаний пенсионеры беспокоятся не только за себя, но и за свое потомство. Так, следы радиации проявляются даже в третьем поколении — у их внуков. В качестве примера они привели двухлетнюю Ару Досымбек. Её дедушка также является ветераном СЯИП. Сейчас она страдает спинальной мышечной атрофией. По сей день неравнодушные казахстанцы собирают для неё 5 миллионов тенге на аппарат НИВЛ. Рядовые семьи таких расходов потянуть не могут и этот случай, как утверждают собравшиеся, не единственный.
Бюрократия убивает
Основная цель, которой сейчас добиваются ветераны — получение специальных льгот. Как оказалось, речь идёт про совсем небольшую сумму в наше время — 28 тысяч тенге.
"Просто 28 тысяч тенге, как получают "афганцы" и "чернобыльцы". Нам просто нужно покупать лекарства. Мы даже льготы для просто пострадавшего населения от радиации никогда не получали", — пояснил глава ОО “Подразделение особого риска Семипалатинск-22 участников ядерных испытаний Павлодарской области” Омаров Кабылбек.
Итак, чтобы получить эти 28 тысяч тенге, ветеранов Семипалатинского полигона отправляют в семь кругов "бюрократического ада". Выяснилось, что добиться льгот можно только на основании справки, которая будет подтверждать их участие в ядерных испытаниях. Такие документы выдаёт Россия.
"Министерство обороны отправляет наши документы в Российскую Федерацию. Мы эти документы 40 лет отправляем в Россию, так и не получили ответ и, походу, не получим. В России говорят: обращайтесь в местный казахстанский архив.
В архиве дают справку, что мы "значились", а что принимали участие в испытании ядерного оружия — не имеют сведений. Что там тогда 2 года делали солдаты на ядерном полигоне, если не участвовали? Когда испытывали ядерное оружие, шахты все взрывались, их разносило... Кто спускался в эти шахты? Сам Курчатов что ли? В эти шахты спускались мы, солдаты. Мы убирали радиоактивные вещи. Как после этого можно говорить, что мы не имели контакта с радиацией? Сколько людей мы уже потеряли за 40 лет! Не бывает такого совпадения, что у всех одинаковые заболевания", — добавил Багдаулет Нуртазаев.
Ветераны считают, что казахстанские архивы не имеют информации потому, что их подразделение занималось секретными операциями. Они заявили, что в то время сотрудники КГБ на их глазах сжигали документы. Тем не менее это не отменяет их опыт работы с радиацией.
"Нас заставляли разгребать завалы после ядерных взрывов без специальных средств защиты, переносить голыми руками экспериментальных животных (собак, баранов, лошадей и др.), в то время, как ученые, начиная с Курчатова, и генералы, находились в специальных защитных костюмах и масках, издалека наблюдая, как мы работаем", – отметил спикер.
На мероприятии присутствовал представитель министерства обороны Кайрат Кенесханович. По его словам, в прошлом году ведомство отправило почти 4 тысяч заявок с просьбой признать казахстанских военных участниками испытаний, однако в ответ получили только 4 подтверждения.
"Те, кто получил статус участника, они получают льготы согласно закону. Получает те, кто смог подтвердить своё участие. Подтверждаем не мы, подтверждает Россия, так как испытания проводил не Казахстан, а Советский Союз. Правопреемником СССР является Россия, и все документы, касающиеся испытания, они забрали с собой. Полные цифры дать не могу. Учёт ведёт министерство труда и социальной защиты. За 2022-2023 год мы направили 3993 запроса в архивы России, из них только 4 случая подтвердили", — сказал он.
Как будет казахстанское министерство защищать интересы своих соотечественников, пока непонятно. Ветераны Семипалатинского ядерного полигона требуют, чтобы научно-исследовательский Институт радиационной медицины и экологии выдал справку-заключение о количестве полученной доли радиационного излучения, на основании которой они смогут получать бесплатное лечение.