Российская журналистка Ксения Собчак высказалась о понятии "уят" (стыд - перевод с казахского) в Казахстане, передает Ulysmedia.kz.
Журналистка отметила, что чертой женщин Казахстана, как и общества в целом, является прогрессивность. Но одновременно с этим, Собчак замечает странную коллизию.
С одной стороны, большинство казахстанских женщин очень прогрессивно: они много работают, амбициозны, самостоятельны, хотят всего добиваться сами, стремятся к эмансипации, независимости, признания равенства. Более того, тут есть место здоровому феминизму, сестринству, взаимовыручке, пониманию girl power. Я лично знаю таких женщин, с некоторыми дружу и очень уважаю. Но наряду с этим в стране есть такое понятие — «уят». Переводится дословно как «стыд», а проявляется в общественном порицании. И онлайн, и оффлайн. И в рамках этого явления женщину могут начать позорить за любое отступление от консервативных норм. Вышла на улицу в мини-юбке? Уят. Несколько ухажеров? Уят. Ушла от мужа, даже если он тебя бьет? Уят. И конечно это создает дополнительное давление на женщин, которые подвергаются моральному насилию, – высказалась она.
Собчак заявила, что за этой традицией в стране маскируется архаичность.
Как отмечает журналистка, дело Куандыка Бишимбаева является в этом плане переломным.
Раньше через уят консервативная часть населения буквально диктовала женщинам: не болтай, не выноси сор из избы, молчи, стерпится — слюбится. А теперь девушки не просто объединились в кампанию против домашних тиранов, но и добились принятия специального закона. В общем, очень интересные дела сейчас в Казахстане происходят на фоне дела Салтанат. Возможно, мы наблюдаем своеобразную тихую революцию. Победа гражданского общества, получается, – заявила она.
Ранее журналист Ulysmedia.kz встретила Собчак, когда она выходила из Дома министерств. Задать вопросы ей не удалось, её помощник перекрыл дорогу нашему корреспонденту и даже попытался закрыть рукой объектив камеры.
Суд над Бишимбаевым
На прошлом заседании врач-неонатолог, которому звонил Байжанов в день смерти Салтанат, дал показания в суде.
Бишимбаев и Байжанов давали противоречивые показания в суде.
Бишимбаев ответил, почему нигде нет отпечатков погибшей.
Было зачитано сообщение домработницы Куандыка Бишимбаева, которая писала о крови в комнате Бахытжану Байжанову.
В суде во время исследования телефона подсудимого Бахытжана Байжанова стало известно, что делегация президента РФ бронировала одну из VIP-кабинок в ресторане «Bau» в день гибели Салтанат Нукеновой в этом же ресторане.
Бишимбаев обвинил во время суда своего родственника Бахытжана Байжанова во лжи.
Читайте также: В программе визита Ксении Собчак в Астану не только суд по Бишимбаеву, но и кабмин
Уголовное дело
Бишимбаев обвиняется по статьям п. 1, ч. 2 статье 110 Уголовного кодекса (Истязание), п. 5, ч. 2 статье 99 (Убийство, совершенное с особой жестокостью), статье 14 ч. 2 (Рецидив особо тяжкого преступления).
Родственник Бишимбаева Бахытжан Байжанов, директор столичного "Гастроцентра", на территории которого произошло убийство, обвиняется в укрывательстве особо тяжкого преступления (ст. 432 Уголовного кодекса) и недонесении о тяжком преступлении (ст. 434 Уголовного кодекса).