Вывод капиталов из Казахстана: банки иногда не сообщают о подозрительных операциях

Кристина Колосовская

В прошлом году установили 10 ассоциированных с выводом капитала операций, в этом же году их количество увеличилось до 12. Кроме того, банки второго уровня не всегда сообщают о подозрительных операциях в АФМ, передаёт Ulysmedia.k

Фото взято из открытых источников

Банки и вывод капиталов

Сейчас комплаенс банка самостоятельно определяет законность и наличие признаков вывода капитала. После этого анализа финорганизации принимают решение о завершении процесса вывода капитала или отказе в операции. 

“Если операция несёт признаки незаконного вывода капитала, то информация предоставляется в Агентство по финмониторингу. У Национального банка нет таких возможностей. Мы просто регистрируем проведение тех или иных операций”, – рассказал зампредседателя Нацбанка Виталий Тутушкин.

При этом в прошлом году удалось выявить две потенциально направленные на вывод денег схемы. Сейчас Нацбанк проверяет свои подозрения, если они подтвердятся, банки второго уровня получат соответствующие рекомендации. Вместе с тем заместитель главы Нацбанка воздержался от раскрытия подробностей о лазейках. 

Заместитель главы Агентства по финансовому мониторингу Улан Раисов отметил, что комплаенс банка принимает самостоятельное решение по различным подозрительным операциям, но об этом организация всё равно обязана сообщить в АФМ.

“Есть случаи, когда банки скрывают такие факты. В этот момент появляемся мы, потому что мы видим, что они скрывают. Мы сообщаем им информацию, что тот или иной банк пропустил ту или иную операцию, скрыл от нас ту или иную информацию, и они выходят и привлекают к ответственности уже банки, сами комплаенс-службы”, – сказал он. 

Спустя время Раисов заявил, что это ситуация единичные случаи.

“Такого массового нет. Честное слово, нет такого. Перекрёстный контроль существует, другие моменты: это всё проверяется. Я хотел бы затронуть другой вопрос. Что касается фиатных денег, со стороны финмониторинга мы отслеживаем. Проблем нет. Но вот что касается виртуальных активов: сейчас вывод капитала в основном осуществляется в этой части. Мы уже в этом направлении очень сильно продвинулись. Практически все биржи, зарегестрированные на МФЦА, контролируются. Есть биржи, которые зарегестрированы в других юрисдикциях. Мы через разведовательную систему Edmund получаем короткую информацию из любой системы мира, и про криптовалюту. Мы сейчас больше акценты делаем на финансированние терроризма. Очень много у нас схем появляется. Мы видим, где уже наши граждане Казахстана, потенциальные террористы, они обладают умением использования таких виртуальных активов”, – сказал Улан Раисов.

В свою очередь депутаты сената возмутились и констатировали, что нет налаженной системы контроля подозрительных транзакций. 

“Вы говорите, что у вас система налажена. Нет этой системы, почему не признаёте? Вот смотрите: “Провести подготовительную работу по разработке новой информационной системы, по обмену информацией между КГД и Нацбанком”. Только мы предусматриваем подготовительную работу. Откуда у вас эта информация от АФМ есть? Обязан (банк сообщать о подозрениях. – Авт.). Потом выявится (нарушение. – Авт.) через 5-10 лет, когда срок давности уйдет уже”, – возмутился Амангельды Нугуманов. 

Количество подозрительных операций растёт

В прошлом году установили десять ассоциированных с выводом каппитала операций, в этом же году их количество увеличилось до 12. 

“Но вообще, подозрительных операций, которые были приостановлены, их очень много”, – отметил Виталий Тутушкин. 

Сенатор Султанбек Макежанов заявил, что из Казахстана ежегодно нелегально выводится около 16,7 млрд долларов. Наша страна занимает 11-е место в рейтинге из 148-ми стран по выведеннным средствам.