Коррупция в спорте: 138 млрд тенге выделили четырём профклубам в Казахстане

Асель Аубакирова

В Казахстане вывили коррупционные риски, способствующие нерациональным тратам и хищению госсредств в сфере спорта. Об этом со ссылкой на Антикор передаёт Ulysmedia.kz.

Depositphotos

По данным Антикора, с 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос в два раза и составил 1,4 трлн тенге. На следующие три года запланировано выделение ещё 1,3 трлн тенге. Несмотря на значительное финансирование, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачётах и Всемирном спортивном рейтинге, а также признан одной из коррумпированных стран по количеству подозрительных матчей (4-е место в антирейтинге международной организации Sportradar).

Факторы, приводящие к неэффективному расходованию госсредств

  • Явный дисбаланс между финансированием спорта “высших достижений” и “массового” спорта (бюджет спорта высших достижений в девять раз больше (340 млрд тенге), чем на массовый спорт (35 млрд тенге). В сфере профессионального спорта созданы условия для непрозрачных и субъективных выплат, тогда как в массовом спорте процедура выделения средств оцифрована, зависит от потребностей населения и носит адресный характер. В спорте высших достижений стали нормой процессы натурализации иностранных игроков. За годы независимости Казахстан приобрёл 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй (79) в дальнейшем вернулся на родину.
  • Бесконтрольное и непрозрачное освоение финансовых средств спортивными организациями и уполномоченными органами (выводят средства на проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и аренду спортивных помещений, осуществляют закуп спортивной экипировки и инвентаря из одного источника по завышенной стоимости, начисления “мёртвым душам”, завышенную оплату труда и двойное финансирование).
  • Неэффективные расходы спортивных федераций и профессиональных клубов средств АО “Самрук-Қазына” (выявлены системные риски по выводу средств через выплаты непродуктивным игрокам профклубов, повышенные зарплаты руководству профклубов, отдых в пятизвёздочных отелях под видом тренировочных сборов и сомнительные агентские соглашения. За шесть лет (2018-2023 годы) на финансирование четырёх профклубов направлено 138 млрд тенге спонсорских средств АО “Самрук-Қазына” (ФК “Астана” – 50,1 млрд, ХК “Барыс” – 48,8 млрд, велокоманда Astana Qazaqstan Team – 31,5 млрд, БК “Астана” – 8 млрд).
  • Неэффективное управление спортивными сооружениями (за последние 10 лет в частные руки передано 55 спортивных госорганизаций. В последующем доверительные управляющие и новые собственники получили 83,8 млрд тенге только из бюджета на подготовку спортсменов к соревнованиям и предоставление в аренду спортсооружений).
  • Мнимая реализация государственно-частного партнёрства (под предлогом реализации ГЧП и эксплуатации спортсооружений закупаются в бумажном формате спортивные услуги детям в обход процедур госзакупок и подушевого финансирования детского спорта. С 2016 года в сфере спорта реализовано 77 проектов ГЧП на 89,3 млрд тенге, из них выплачено 62 млрд тенге бюджетных инвестиций).
  • Отсутствие цифровизации спортивных процессов (разработка запланированной ещё в 2020 году к внедрению Национальной цифровой платформы Е-sport не велась. Так, профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведёт единый учёт спортсооружений, спортивных секций и тренеров).

В результате внушительные средства, выделяемые на развитие спорта, не доходят до целей и Казахстан значительно отстаёт по спортивной инфраструктуре от соседних стран (не соответствующие требованиям UEFA и FIFA стадионы, не отремонтированные залы ДЮСШ и т.д.).

Как показал анализ, причинами сложившейся ситуации являются “размытые” ориентиры, несовершенство правовой базы, неэффективное и непрозрачное финансирование, а также отсутствие ответственности за злоупотребления в спорте.

По итогам анализа Антикор предложил министерству туризма и спорта “комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию сферы финансирования спорта, реализация которых требует консолидации уполномоченных госорганов, а также предполагает внесение соответствующих поправок в законодательство”.

В числе предлагаемых рекомендаций:

  • установление приоритетов развития спорта; ограничение бюджета профклубов и федераций в зависимости от эффективности и конкретных результатов;
  • обеспечение общественного контроля всех выделяемых средств, в т.ч. UEFA и FIFA;
  • централизация финансирования спорта;
  • ратификация международных стандартов об ответственности за злоупотребления в спорте;
  • исключение оснований для закупа из одного источника (при закупе товаров, работ и услуг из одного источника под предлогом срочности соревнований);
  • ограничение передачи рентабельных объектов в доверительное управление и на приватизацию;
  • создание открытой единой цифровой платформы с обеспечением прозрачности расходования средств.