Убытки КТЖ: станут ли в Казахстане повышать цену билетов на поезда

Тимур Ниталиев

По данным министерства транспорта, многие годы АО “НК “Казахстан темир жолы” не поднимало стоимость билетов на пассажирские перевозки, передает Ulysmedia.kz.

 

Фото из открытых источников

Что произошло

У министра транспорта Марата Карабаева спросили о том, планируется ли увеличение стоимости билетов на поезда в связи с долгами “КТЖ”.

Ответ

“Повышение стоимости билетов…Нет, такой механизм не прорабатывается. Но в целом, полагаю, что такой механизм можно отработать. Но это никоим образом не связано с погашением долга. Та доходная часть, которую получает КТЖ, составляет низкую долю. Основная доля доходов - транзитные перевозки”, - сказал он.

Что еще

“Я хотел бы на чем остановиться. Стоимость билетов КТЖ не поднимал. Но из-за того, что расходная часть “Пассажирские перевозки” не покрывает доходную часть, государство субсидирует. Это примерно 23 млрд тенге. Государством субсидируемая часть - опять же деньги налогоплательщиков. Поэтому вопрос повышения стоимости билетов можно и нужно рассмотреть. Но сейчас, на данном этапе повышение стоимости для пассажирских билетов не рассматривается”, - заверил министр.

А сколько должен стоить билет, чтобы государство не субсидировало?

“В прошлом году купили 118 вагонов, в этом - 140. Чтобы это все окупаемо было, стоимость билетов должна быть в три раза дороже. Понятно, что в первую очередь - условия для граждан. Поэтому государству субсидирует”, - сказал он.

Читайте также: “Наш долг растет и будет расти - замглавы КТЖ”

История

Ранее глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов предоставил неутешительный прогноз для "Казахстан темир жолы". 

“Некогда самодостаточная компания «Қазақстан темір жолы» по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления, находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге”, – констатировал он. 

Неэффективной назвали в счетной палате проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть. Он действует с 2018 года. Проект убыточный. 

Частники предпочитают прибыльные перевозки: нефть, нефтепрожукты, сформированные полные составы поездов, электрифицированные участки. Кроме того, их тарифы завышены, иногда и на 32%. Из-за этого потребители вынуждены платить за товары больше. По мнению Высшей аудиторской палаты, Минтранспорта очень слабо регулирует тарифы. 

Высшая аудиторская палата рекомендуют правительству и “Самрук-казыне” решить вопрос долговой нагрузки КТЖ, обеспечить направление доходов исключительно на восстановление производственных активов, в том числе на реновацию магистральной железнодорожной сети, предусмотреть институт внешнего управляющего по развитию Национальной железнодорожной компании, скорить цифровизацию процессов управления ж/д инфраструктурой и перевозками.