По данным министерства транспорта, многие годы АО “НК “Казахстан темир жолы” не поднимало стоимость билетов на пассажирские перевозки, передает Ulysmedia.kz.
Что произошло
У министра транспорта Марата Карабаева спросили о том, планируется ли увеличение стоимости билетов на поезда в связи с долгами “КТЖ”.
Ответ
“Повышение стоимости билетов…Нет, такой механизм не прорабатывается. Но в целом, полагаю, что такой механизм можно отработать. Но это никоим образом не связано с погашением долга. Та доходная часть, которую получает КТЖ, составляет низкую долю. Основная доля доходов - транзитные перевозки”, - сказал он.
Что еще
“Я хотел бы на чем остановиться. Стоимость билетов КТЖ не поднимал. Но из-за того, что расходная часть “Пассажирские перевозки” не покрывает доходную часть, государство субсидирует. Это примерно 23 млрд тенге. Государством субсидируемая часть - опять же деньги налогоплательщиков. Поэтому вопрос повышения стоимости билетов можно и нужно рассмотреть. Но сейчас, на данном этапе повышение стоимости для пассажирских билетов не рассматривается”, - заверил министр.
А сколько должен стоить билет, чтобы государство не субсидировало?
“В прошлом году купили 118 вагонов, в этом - 140. Чтобы это все окупаемо было, стоимость билетов должна быть в три раза дороже. Понятно, что в первую очередь - условия для граждан. Поэтому государству субсидирует”, - сказал он.
Читайте также: “Наш долг растет и будет расти - замглавы КТЖ”
История
Ранее глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов предоставил неутешительный прогноз для "Казахстан темир жолы".
“Некогда самодостаточная компания «Қазақстан темір жолы» по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления, находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге”, – констатировал он.
Неэффективной назвали в счетной палате проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть. Он действует с 2018 года. Проект убыточный.
Частники предпочитают прибыльные перевозки: нефть, нефтепрожукты, сформированные полные составы поездов, электрифицированные участки. Кроме того, их тарифы завышены, иногда и на 32%. Из-за этого потребители вынуждены платить за товары больше. По мнению Высшей аудиторской палаты, Минтранспорта очень слабо регулирует тарифы.
Высшая аудиторская палата рекомендуют правительству и “Самрук-казыне” решить вопрос долговой нагрузки КТЖ, обеспечить направление доходов исключительно на восстановление производственных активов, в том числе на реновацию магистральной железнодорожной сети, предусмотреть институт внешнего управляющего по развитию Национальной железнодорожной компании, скорить цифровизацию процессов управления ж/д инфраструктурой и перевозками.