Педофилия молодеет: что думают эксперты об изнасиловании пятилетней девочки в Костанайской области

Кристина Колосовская

В Костанайской области пятилетняя девочка подверглась сексуализированному насилию. Сообщалось, что обвиняются в этом трое детей в возрасте 8, 12 и 13 лет. Этот вопиющий случай шокировал казахстанцев. Кто виноват, почему такое происходит, педофилия молодеет? Ulysmedia.kz поговорил с экспертами, чтобы понять: как дети могут совершать подобное насилие, и какие последствия для общества могут возникнуть в результате такого кейса.

Коллаж Ulysmedia

Предыстория

   - 6 июля мама купила велосипед дочери, хотела сделать сюрприз, пока с соседом собирали его, девочку увел знакомый соседский мальчик за дом. Мама побежала искать дочь, но не нашла, потеряла много времени, пока не увидела, как она идет с мешком игрушек, вся грязная и растрепанная. Мама испугалась и в испуге поругала дочку, о чем сейчас очень сожалеет, - выяснили подробности местные журналисты.

Только спустя две недели девочка рассказала о произошедшем своему деду. Тогда же и было подано заявление.  

Известно, что мальчики увели девочку в кусты, раздели ее и ударили камнем. 

   - Мальчики трогали ее в интимных местах, пытались затолкать камыш, затем все трое заставляли брать в рот свои половые органы. За то, чтобы молчала, подарили мешок с игрушками. Все это девочка рассказала дедушке спустя две недели, - сообщили в фонде «Не молчи».

Уполномоченный по правам ребенка по Костанайской области Несибели Басенова сообщила, что материалы в отношении родителей подозреваемых собраны и находятся в производстве Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Костанайской области.

Необходимо сексуальное воспитание детей и подростков

Социолог Татьяна Резвушкина сослалась на национальный доклад по семейно-бытовому насилию. Данные этого документа говорят о том, что количество фактов педофилии в Казахстане не растет. При этом утверждать, что возраст насильников снижается, утверждать сложно: официальная статистика не отражает такой показатель.

Однако подобные кейсы насилия над детьми со стороны сверстников обнажают крайне важную проблему:

      - Существование таких фактов, это говорит о том, что нашему обществу нужно задуматься о проблеме сексуального воспитания детей, подростков, которые бы четко понимали, что такое личные границы, что такое норма, что такое не норма, за что будет уголовное или административное наказание, – сказала социолог Татьяна Резвушкина.

Сейчас в учебных учреждениях секс-просвета нет. В связи с этим возникает большой вопрос: где и как получают дети эту щепетильную информацию? Конкретно этот случай нужно рассматривать индивидуализированно, считает эксперт: что происходит в семье, что у ребенка с социальным интеллектом, что с отношениями со сверстниками, как в школе. По ее словам, важно обращать внимание и на взаимоотношения родителей в семье, а также старшего поколения.

При этом делать какие-то однозначные выводы о том, какова вовлеченность каждого подозреваемого в акт насилия над девочкой, сложно: данных об этом нет, определит следствие. Татьяна Резвушкина отмечает, что к восьми годам у ребенка не сформирована сексуальная идентичность: он не может четко определиться в своих сексуальных предпочтениях.

Культура безопасного поведения не только ко взрослым

Председатель Союза кризисных центров Зульфия Байсакова говорит о том, что дети транслируют нормы поведения, знания, которые получили в семье или той среде, где чаще всего проводят время. И за это ответственность несут в первую очередь родители. Кроме того, важным аспектом является наказание за противоправное деяние или отсутствие, что дети также считывают.

      - Почему был подкуп ребенка? Вот догадаться, отдать игрушки, чтобы она никому не рассказала. Значит, так кто-то делает в семье, чтобы загладить свою вину. Также я думаю, что не все трое в равной степени в этом участвовали: есть зачинщик, который действительно сексуально, наверное, хотел бы проверить себя. Почему была имитация полового акта и так далее. Это фантазии ребенка, которые, наверное, воплощались в том числе в семье, потому что ребенок где-то это видел. Фильмы или, возможно, в семье какие-то вещи происходили такого плана, – считает она.

Что же делать? По словам Зульфии Байсаковой, можно сколько угодно принимать и ужесточать законы, но без нормальной профилактической работы изменения не будут эффективны.

      - Мы даже не знаем, что такое профилактика. Нет индикаторов оценки эффективности всех мероприятий. Мы никогда ничего не добьемся, пока мы не поймем, что нам необходимо. Вот замечательный конкурс на лучшую семью, как он правильно называется. Он уже себя изжил. Давайте искать другие формы. Мы повторяем бесконечно одни и те же ошибки. Мы говорим о бесконечных мероприятиях: это круглые столы, семинары, конференции, все время ищем людей, которые виноваты в том, что что-то происходит. Виновато, наверное, в целом наше государство и правительство, которое недофинансирует воспитательный аспект, – сказала глава союза.

Также Зульфия Байсакова считает, что важно работать с формированием культуры безопасного поведения.

     - У ребенка должно быть выработано понимание, что ее могут приглашать, ее могут трогать только определенное количество людей. В остальных случаях ребенок должен ставить своих родителей в известность: «Мама, меня пригласили мальчики поиграть куда-то. Могу я с ними пойти или нет?» И мама дала оценку. Должна быть очень хорошая доверительная связь детей со своими родителями. Если что-то случилось, позвоните. А когда ребенок звонит, родители не берут трубку. Потому что они на работе, они заняты. Формирование безопасного поведения у родителей отсутствует, – отмечает эксперт.

При этом формирование безопасного поведения должно быть сконцентрировано не только на взрослых, но и на сверстниках.

Бума насилия не будет

Сергей Молчанов, кандидат медицинских наук, член координационного совета при уполномоченном по правам человека тоже утверждает, что именно семья формирует поведение ребенка. Также играют роль культурные особенности, в частности восприятие насилия: насколько сильно его порицают или же воспринимают в некоторых ситуация как норму. Также играет роль контент, который потребляют дети. Кроме того, важную роль играют и доверительные отношения родителей и детей. Иногда старшее поколение беспокоится больше о том, что подумают окружающие, а не их собственный ребенок.

Кроме того, борьба с педофилией также связана с соблюдением законов и справедливых наказаний.

    - У нас не работают законы, они не едины для всех. Многие люди уходят от справедливого наказания. Тридцать лет независимости: ратифицировали Конвенцию о правах ребенка, но нарушают ее чуть ли не на каждом шагу. Грубо говоря, у нас в стране правовой беспредел, – сказал Сергей Молчанов.

Логики принятия решению по назначению наказаний, по его мнению, тоже нет: они или крайне жестокие, или недостаточные.

Сергей Молчанов считает, что в данном конкретном случае родителей, вероятно, накажут административно – штраф за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Вместе с тем этот случай, по его мнению, не станет спусковым крючком и не повлечет за собой череду подобных жестоких преступлений.

Что еще

Если обратиться к Уголовному кодексу, то субъектами уголовных преступлений могут быть несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения уголовно-наказуемого деяния от четырнадцати до шестнадцати лет. В данном случае ни одному из подозреваемых нет 14 лет. Таким образом, какой-то ответственности понести они не могут. В любом случае, суд план покажет…