Прибыль достаётся тем, против кого введены ограничения: Жумангарин об антироссийских санкциях

Асель Аубакирова

Заместитель премьер-министра РК Серик Жумангарин в интервью Bloomberg рассказал о влиянии антироссийских санкций на Казахстан, передаёт Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia.kz

Что произошло

Серик Жумангарин заявил, что РК “не будет слепо следовать санкциям”, если они затронут казахстанские компании, которые являются основными работодателями в регионах.

"Мы не допустим, чтобы нашим производителям запретили торговлю", – сказал он. 

Bloomberg пишет, что “это резкий сдвиг в риторике, отражающий манёвры Казахстана — крупнейшей в мире страны, не имеющей выхода к морю, — в поисках доступа к мировым рынкам для экспорта сырьевых товаров и сельхозпродукции”.

“Хотя Казахстан выступает против возглавляемой США кампании санкций в связи с полномасштабным вторжением Кремля в Украину в феврале 2022 года, высокопоставленные чиновники, такие как Жумангарин, ранее не оспаривали ограничения публично. Но проблемы только усугубляются: соседние экономики России и Ирана становятся наиболее подверженными санкциям в мире, а Казахстан находится под пристальным вниманием Запада за содействие поставкам ограниченных товаров”, – говорится в статье.

По словам вице-премьера РК, Казахстан не присоединился к запрету на продажу шарикоподшипников, которые имеют двойное – военное и гражданское – назначение, поскольку местный завод производит их по спецификации, которая традиционно используется только в Восточной Европе и странах бывшего СССР. 

Западные правительства заявляют, что шарикоподшипники входят в число так называемых “высокоприоритетных” боевых товаров, необходимых для российской оборонной промышленности.

Угроза санкций

Вместе с тем Жумангарин ясно дал понять, что Казахстан всё равно продолжит соблюдать правила, так как "не выдержит" санкций. 

Bloomberg отмечает, что Казахстан входит в число стран, которые играли центральную роль в усилиях США и их союзников по изоляции экономики России. Казахстан и Россия являются членами Таможенного союза и имеют вторую по длине границу в мире после границы США и Канады, а трубопровод, связанный с российским портом Новороссийск, транспортирует около 80% экспорта казахстанской нефти.

Вице-премьер РК заявил, что некоторые меры, направленные на перекрытие доступа России к товарам, вместо этого непропорционально нанесли ущерб Казахстану. Тем временем западные правительства мало что сделали, чтобы компенсировать это Казахстану, который до войны считал Россию своим крупнейшим торговым партнёром.

В качестве примера Жумангарин привёл компанию Eurasian Resources Group, 40% которой принадлежит Казахстану. Со слов вице-премьра РК, компания несёт огромные убытки после того, как санкции запретили ERG продавать железорудные окатыши в Россию. 

Кому это выгодно?

Жумангарин утверждает, что при отсутствии ограничений “прибыль осталась бы в Казахстане”. 

“Вместо этого теперь она "достаётся тем, против кого вы ввели санкции", – заявил он.

Вице-премьер РК подчеркнул, что некоторые ограничения на импорт настолько непомерно высоки, что транснациональная корпорация изо всех сил пытается ввезти необходимое оборудование и получить лицензию, что побудило её рассмотреть возможность переноса своего регионального распределительного центра в другую страну.

Изменение торговых потоков вокруг Казахстана во многом пошло на пользу Китаю. Сейчас это крупнейший единый торговый партнёр Казахстана с долей, превышающей пятую часть общего объёма торговли. На долю Евросоюза в целом в первой половине этого года пришлось 36%.

Напротив, за первые шесть месяцев 2024 года на долю России пришлось 18% от общего объёма торговли, что почти на 1,5 процентных пункта меньше, чем в 2022 году. В то же время, по данным Bloomberg Economics, Казахстан стал одним из крупнейших перевалочных узлов для экспорта автомобилей из ЕС в Россию.

По словам Жумангарина, Казахстан в значительной степени преодолел проблемы с платежами в России, работая с банками, не попавшими под санкции, и осуществляя около 88% транзакций в нацвалютах.

Балансирование

Теперь задача для Казахстана состоит в том, как сбалансировать конкурирующие приоритеты выхода из изоляции, не нарушая при этом ограничений, направленных против его соседей.

Санкции усложняют логистику торговли с Европой, вынуждая Казахстан идти в обход через Каспий, а затем через Грузию. Перевозки через Россию более нежизнеспособны, поскольку её порты забиты внутренними грузами.

Многие из крупнейших амбиций Казахстана сосредоточены на Китае, где планируется удвоить количество “сухих портов”, связывающих страны, до четырёх. Логистика является единственным препятствием для торговли с восточным соседом.

Со слов вице-премьера РК, Казахстан, отрезанный от выхода к океану, стремится создать более устойчивые торговые пути, исследуя путь на юг через Каспийское море в Иран. Трудность здесь в том, что многие из существующих ограничений распространяются на товары двойного назначения для оборонной и энергетической промышленности.

Правительство обратилось к Западу с просьбой об уступках, которые позволили бы ему продавать товары в Иран или использовать страну для транзита — но безуспешно. 

“Казахстан никогда не признавал никаких односторонних санкций и планирует продвигаться вперёд. Каждый раз нам приходится торговаться. Но нам, как стране, надо как-то жить”, – заключил Жумангарин.