Почти 20 тысяч казахстанцев пострадали от интернет-мошенников в 2024 году

Асыл Беков

В Казахстане зарегистрировано свыше 17 тысяч случаев интернет-мошенничества за первые десять месяцев текущего года, передает Ulysmedia.kz со ссылкой на Polisia.kz.

Фото из открытых источников

Основной схемой обмана остаются манипуляции на платформах интернет-торговли, где мошенники размещают объявления с заниженными ценами на популярные товары и услуги, требуя предоплату или полную оплату. В 2024 году уже зафиксировано 6 216 таких случаев.

Для защиты от подобных схем МВД рекомендует казахстанцам пользоваться проверенными платформами для покупок и оплачивать товар только после его получения.

Помимо интернет-торговли, многие жители страны попадают в ловушки мошенников, вкладывая деньги в якобы инвестиционные проекты и брокерские компании. Несмотря на сомнительность таких схем, 1 957 граждан стали жертвами финансовых пирамид, нередко беря кредиты для вложений. Злоумышленники создают фальшивые сайты под именем известных национальных компаний, банков и криптобирж, общаясь с «клиентами» только в онлайн-режиме.

Одним из распространенных методов остается мошенничество через телефонные звонки от якобы сотрудников банков и госорганов. В этом году операторы связи смогли заблокировать свыше 63 миллионов таких звонков благодаря специальной системе распознавания. Однако мошенники продолжают использовать устройства sim-box и звонки через мессенджеры, такие как WhatsApp, что позволило им провести 4 391 преступление за год.

Обычно в таких случаях злоумышленники убеждают жертв перевести деньги на «безопасный» счет или установить на телефон программы удаленного доступа. Некоторые пострадавшие даже брали кредиты или продавали имущество, чтобы затем перевести деньги мошенникам.

Министерство внутренних дел подчеркивает, что сотрудники банков или полиции никогда не запрашивают личные данные по телефону и не проводят спецоперации в таком формате. Для предотвращения мошенничества МВД усилило сотрудничество с банками для защиты счетов клиентов и контроля за легитимностью оформляемых кредитов, а также подписало меморандумы с операторами связи для борьбы с фрод-звонками.