В 2025 году в Алматы планируется открытие крупнейшей мечети мегаполиса. Строительство, начатое в 2017 году, выходит на финальную стадию. Объект, рассчитанный на более чем 20 000 человек, станет одним из самых крупных культовых сооружений Центральной Азии, передает Ulysmedia.kz.
Тема вызвала общественный интерес после публикации блогера Аксултана Калиева, который в своем видео поднял вопрос пятничных пробок в Алматы, вызванных большим наплывом верующих в действующие мечети. По его словам, нехватка крупных культовых сооружений приводит к перегруженности улиц, особенно в центральных районах.
В комментариях под его постом пользователи уже называют новую мечеть «Кулибаевской», что отражает общественное восприятие роли частных меценатов в финансировании подобных проектов.
В пресс-службе благотворительного фонда «Халык» подтвердили, что строительство мечети велось на средства бизнесмена Тимура Кулибаева и после окончательного завершения работ объект будет передан в ведение Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) в 2025 году.
Общая площадь коврового покрытия мечети составит 13 500 кв. м, а вместе с прилегающей территорией объект сможет вместить более 20 000 человек. В комплексе предусмотрены парковка на 1 100 машин, библиотека, зал для мероприятий на 400 человек и отдельная зона для заключения браков (никях).
Эксперты и урбанисты расходятся во мнениях
По мнению Аксултана Калиева, новая мечеть поможет не только разгрузить действующие религиозные центры, но и станет архитектурной достопримечательностью города. Однако остается открытым вопрос: насколько эффективным окажется перераспределение потока верующих и сможет ли новый объект действительно улучшить транспортную ситуацию в мегаполисе?
Журналист-урбанист Александр Левин считает, что наличие даже крупных мечетей не всегда решает проблему пробок, если городская среда не адаптирована к таким нагрузкам. Важно учитывать транспортную доступность, организацию движения и возможность пешего доступа.
Ожидается, что после открытия мечети городские власти проведут мониторинг изменения дорожного трафика и рассмотрят необходимость дополнительных мер по организации движения.