Казахстан и другие страны, планирующие строительство АЭС с участием "Росатома" предупредили о "вековой зависимости" от Кремля, передает Ulysmedia.kz.
Сегодня госкорпорация "Росатом" — номер один на мировом рынке атомных технологий, и этим охотно пользуются в Кремле. Такое мнение выразила независимый энергетический аналитик Яна Фортуна в "Новой газете". Далее приводятся выдержки из ее материала.
Благодаря бездонному госфинансированию и особой "атомной" дипломатии экспорт атомной энергетики превратился для российских властей в рычаг политического давления на страны, заинтересованные в строительстве реакторов на своей территории.
Дело в том, что для России построить АЭС в другой стране значит надолго привязать ее к своим технологиям, сервису и топливу. Само по себе сооружение атомных энергоблоков и всей нужной инфраструктуры — длительный процесс, который занимает 7–15 лет и полностью контролируется специалистами застройщика. Они же обучают местный персонал, запускают АЭС в эксплуатацию и поддерживают работу станции на протяжении всего ее жизненного цикла — на практике это 50–60 лет, но потенциально срок службы может быть продлен до 80 лет. Всё это время страна-поставщик снабжает реакторы своего дизайна топливом и запчастями и устраняет неполадки.
В итоге страна-заказчик АЭС попадает буквально в вековую зависимость от страны-застройщика.
После вторжения в Украину Росатом начал активно расширять сеть международных проектов в Африке, Южной Америке и Азии, превратившись в своего рода "мягкую силу" Кремля. Ставя через атомные сделки другие страны в зависимость от себя на долгие десятилетия, Росатом помогает властям бороться с политической и экономической изоляцией России и, по сути, превращает проекты по АЭС в инструмент внешней политики. И на данный момент мало кто может перебить предложение Кремля.
В некоторых случаях "Росатом" просто участвует в тендерах на строительство — например, в Казахстане, где сейчас выбирают застройщика для первой в стране АЭС. С другими странами (такими, как Кыргызстан) договоренности уже достигнуты, и идут переговоры об условиях контракта. Согласование атомного проекта может тянуться годами, и многие проекты "Росатома" сейчас зависли именно на этом этапе.
Наличие в национальной энергосистеме реакторов, контролируемых другой страной, ставит их обладателя в уязвимую позицию. Такой контроль позволяет России умышленно задерживать, сокращать или даже прерывать поставки энергии, выставляя это как случайность или технический сбой, — и таким образом давить на зарубежных политиков.
Напомним, ранее глава "Росатома" Алексей Лихачёв прямо заявил о скором начале строительства АЭС в нашей стране.
В свою очередь, Ринат Окасов, заместитель гендиректора "Казахстанских атомных электрических станций", сообщил, что "Росатом" войдёт в консорциум из представителей четырех стран, которые построят АЭС в нашей стране.