Российские спецслужбы пытаются получить полный доступ к системе умного дома «Алиса»

Тимур Ниталиев
Иллюстративное фото

Стало известно о том, что ФСБ требовала от «Яндекса» круглосуточный доступ к системе умного дома «Алиса», но получила отказ, передает Ulysmedia.kz.

Детали

Московский суд в Хамовниках назначил «Яндексу» штраф в размере 10 тысяч рублей за то, что компания отказалась предоставить ФСБ круглосуточный удалённый доступ к данным умного дома «Алиса». Об этом сообщают «Агентство» и «Ведомости».

По информации журналистов, протокол о невыполнении предписания был составлен спецслужбой 28 мая. 

Решение суда было вынесено 10 июня без участия представителей «Яндекса», однако широкой общественности стало известно только сейчас. На запросы СМИ в компании не ответили.

Судебные документы указывают, что силовики требовали предоставления доступа к информации, собираемой умной колонкой «Алиса».

В постановлении отмечено, что ранее «Яндекс» не привлекался к ответственности за подобные нарушения. 

Источники «Ведомостей» в сфере информационной безопасности уточнили, что корпорация неоднократно отказывала ФСБ в доступе к данным, отчасти из-за того, что размер штрафов был несоразмерен стоимости необходимого оборудования. 

Юристы при этом обращают внимание, что требования спецслужб к данным «Алисы» - явление новое, пишет Новая газета “Европа”. 

«На моей практике это первый случай, когда ФСБ публично пыталась получить доступ к такого рода устройствам», — заявил «Агентству» юрист «Первого отдела» Евгений Смирнов.

По его словам, если бы доступ был предоставлен, спецслужба могла бы использовать все функции системы: прослушивать голосовые команды, отслеживать запросы и получать доступ к другим гаджетам пользователей.

Контекст

В Казахстане виртуальный помощник «Алиса» от «Яндекса» стал активно использоваться после того, как в 2023 году получила поддержку казахского языка. Теперь ассистент понимает и русский, и казахский, автоматически переключаясь между ними. Каждый пятый запрос поступает именно на казахском, а в среднем «Алиса» ежедневно отвечает более чем на 200 тысяч таких команд. Это показывает высокий интерес к технологии и быстрое привыкание пользователей.