В среду вечером в Астане состоялось собрание, на котором было объявлено о начале работы по проведению референдума о выходе из Евразийского экономического союза. Корреспондент Ulysmedia.kz посетил мероприятие и выслушал аргументы.
Провести референдум решили 14 жителей столицы. Действовали они по протоколу - избрали секретарем мероприятия гражданского активиста Амандыка Даулетбекулы, который подготовил документы и объявил о создании инициативной группы.
- В конституционном законе «О республиканском референдуме» есть пункт 7, который гласит, что вопросы невыполнения обязательств не могут быть предметом референдума. Насколько мы противоречим этому пункту? – обратился с вопросом к собравшимся Даулетбекулы.
Тем не менее активисты решили начать работу, а если власти не разрешат провести референдум, то готовы инициировать серию митингов.
Первый шаг – собрать в каждом регионе по три представителя. Затем провести собрание, в котором должны принять участие с представителями областей, Алматы, Астаны и Шымкента, зарегистрировать инициативную группу в Центризбиркоме и получить подписные листы для сбора 200 тысяч подписей. Если все будет сделано – референдум состоится.
На первом собрании был распределён фронт работ - назначили почти во всех регионах ответственных, которые должны найти по 30 человек с местной «пропиской».
Референдум может состояться, уверены активисты, но, тем не менее не скрывают, что есть препятствия, которые нужно обойти.
- Единственное, что может быть препятствием, это пункт о международных договорах. У нас в повестке дня не стоит просто проведение референдума, а стоит вопрос о выходе из ЕАЭС. Референдум мы просто используем как один из инструментов. Возможен и другой вариант - просто митинг организовать по всей стране, - предупреждает Даулетбекулы.
По планам инициаторов, референдум может пройти уже через 4-6 месяцев. Они уверенны на 80 процентов, что всё пойдёт по плану и всенародное голосование состоится.
В Казахстане оппозиционные партии и гражданские движения неоднократно пытались инициировать проведение республиканских референдумов, но ни одна из попыток пока успехом не увенчалась.