В кулуарах сената парламента после обсуждения проектов законов о республиканском бюджете на 2026–2028 годы и об объемах трансфертов Азамат Амрин, первый вице-министр национальной экономики, ответил на вопросы Ulysmedia.kz о разночтениях в заявлениях членов правительства и об обвинениях в некомпетентности.
Ранее на брифинге в правительстве Амрин сказал, что 300 компаний, которые занимаются дроблением бизнеса, закроются. Но вот вчера его руководитель - вице-премьер и министр национальной экономики Серик Жумангарин опроверг его слова и заявил, что эта информация неверная.
Азамат Амрин пояснил, что его слова были неверно интерпретированы.
- Когда я пояснял, я не говорил о тех компаниях, о которых вы говорите. Речь шла о тех, которые были искусственно созданы для дробления. Мы создали условия, при которых это дробление не нужно будет. Почему дробление происходит? Порог 187 миллионов тенге сейчас по упрощённой декларации, порог по НДС — 83 миллиона. Как только не хочу стать плательщиком НДС, создаю новую компанию, дохожу до 83 — и снова создаю. Теперь мы делаем один большой порог — 2 миллиарда 350 миллионов тенге. Зачем их создавать, когда можно одну компанию держать и все обороты показать в ней. Речь шла об этом, - объяснил он.
Отвечая на вопрос о некомпетентности правительства, Амрин заявил, что считает Кабмин профессиональным.
По его словам, речь идёт о налогово-бюджетной реформе, которая сохраняется, несмотря на корректировки.
- Мы поднимаем ставку НДС с 12 до 16 процентов. От налогово-бюджетной формы поступления составят 3,7 трлн тенге, из них 1,5 трлн - за счёт макророста. Запретительный список создавался для того, чтобы предприятия не дробились и не уходили в тень. Это одна из мер борьбы с теневой экономикой. Мы проработали более 800 предложений, встречались с ассоциациями и бизнесом. Приняли решение оставить все спецрежимы в действующей редакции, — отметил он.
Также вице-министр добавил, что позиция правительства остаётся последовательной, несмотря на общественные споры.
- Странно слышать, потому что вы всё наоборот хотели. Теперь, когда мы сделали, вы сами говорите: зачем. Поэтому вот вам мой ответ, - добавил он.
На прошлой неделе на пресс-конференции в правительстве чиновники из Минэкономики и Минфина попытались успокоить журналистов, заявив, что «закрываться будет тот, кто как раз дробился». По их расчётам, лишь 2% спецрежимов реально не могут стать плательщиками НДС.
- По нашим предварительным расчётам, порядка 300 тысяч компаний закроются, потому что нет смысла вообще в создании — более выгодные условия у нас созданы, - говорил ранее Азамат Амрин.
Власти объясняли это борьбой с теневым сектором и ссылались на так называемый запретительный список ОКЭДов. Однако спустя год подготовки нового Налогового кодекса президент Касым-Жомарт Токаев неожиданно дал поручение «повернуть реформу в другую сторону». Правительство, которое ещё вчера обосновывало необходимость изменений, теперь эти реформы отменяет.